У ребенка плохая память встречается чаще при наличии каких-либо заболеваний. Если эта проблема появилась в раннем возрасте, то следует принять меры, так как проблема будет усугубляться и у малыша возникнуть трудности с обучением.
Как формируется память у детей
Размышлять о памяти ребенка можно только в возрасте девяти месяцев. До этого момента родители замечают, что стоит им убрать игрушку, как интерес малыша к ней сразу пропадает. Он не ищет ее и постепенно забывает о ней. Но, когда ему исполнится 9 месяцев, малыш уже будет пытаться обнаружить пропавшую вещь. Это свидетельствует о появлении памяти.
Именно с этого возраста начинает появляться способность к запоминанию. И постепенно память все больше развивается.
Особенности памяти в детском возрасте
Дети обладают синкретичной памятью, то есть, они способны воспринимать мир в полном объеме, не разрывая эмоции с образами и предметами. Полученные впечатления у детей гораздо ярче, поэтому они надолго запоминают разные события.
В результате неразрывности союза эмоций и событий, дети обладают лучшей способностью к запоминанию.
Чтобы память в дальнейшем была развитой, рекомендуют укреплять ее с ранних лет. Благодаря получению большого количества информации у детей формируется восприятие и мировоззрение, которое сопровождает их на протяжении всей жизни.
Причины плохой памяти у ребенка
Заметить, что сын или дочка плохо запоминают, родители могут в дошкольном возрасте. В этот период малышей начинают готовить к школе, где они должны запоминать новый материал, получать образование. В такой ситуации родители волнуются за детей, что не лишено оснований. В дальнейшей жизни эта проблема способна нанести вред малышу. Он начнет отставать в обучении и развитии, страдать от насмешек сверстников, что повышает вероятность психических расстройств.
Почему память у ребенка плохая, волнует всех родителей. Это состояние может быть связано с:
- Усталостью. Если ребенок мало спит, отсутствует распорядок дня, то у него могут возникнуть проблемы с памятью.
- Изменением памяти. В возрасте 4-6 лет происходит изменение процесса запоминания. У ребенка появляются способности в управлении памятью. Запоминание опирается не только на восприятие и обретает больше смысла.
- Отсутствием интереса к происходящему и мотивации. Ребенок запоминает событие только, если у него для этого был мотив или стимул. Например, малыш услышал шутку и заметил, что она вызывает радостные эмоции у окружающих. Поэтому он запоминает ее, чтобы пересказать другим. Если информация важна, но у детей не появляется к ней интереса, родители должны создать стимул. Пытаться мотивировать ребенка страхом не следует, так как это не способствует эффективному развитию памяти.
- Чрезмерными нагрузками. Если в жизни дошкольника присутствует чрезмерное количество развивающих и обучающих занятий, то это негативно отразится на состоянии памяти. При этом снижается запоминание и пропадает интерес.
- Психологическими травмами. Событие, которое травмировало психику ребенка, могло произойти в прошлом.
- Стрессами. Во время переездов, семейных конфликтов, развода родителей и в других ситуациях ребенок переживает стресс. Это негативно отражается на всем организме. В том числе и на состоянии памяти. В этом случае необходимо обратиться к психологу.
- Заболеваниями. Нарушение памяти связано с развитием патологического процесса в организме. Это происходит при неврологических и отоларингологических болезнях, если ребенка беспокоят какие-то боли.
- Плохой тренировкой памяти. Если родители контролируют распорядок дня и питание ребенка, но все равно наблюдаются проблемы. Это может быть связано с недостаточной ее тренировкой. Ситуацию можно быстро исправить, если начать регулярно заниматься. Особенно, родители беспокоятся, если одновременно с плохой памятью наблюдаются проблемы с речью. Важно срочно обратиться к неврологу и обследовать малыша.
- Неправильным питанием. Если в развивающийся организм не поступает достаточное количество полезных компонентов, то возникают различные нарушения. От недостатка витаминов и питательных компонентов больше всего страдает головной мозг.
Игнорировать проблему нельзя, так как ухудшение памяти возникает при заболеваниях. Нужно провести обследование, выяснить причину проблемы и определить эффективные методы улучшения ситуации. Нарушение памяти связано с:
- недостаточным уровнем йода в организме;
- высоким уровнем гормонов;
- травмами и опухолями в головном мозге;
- отравлением организма;
- депрессивными состояниями.
Родителям, обнаружившим, что у ребенка 5 лет плохая память, следует не выказывать свое беспокойство. Он не должен знать о страхах и выводах мамы с папой. Не стоит напоминать ему о проблемах. Лучше предложить специальное упражнение, развивающую игру, записать ребенка на подготовительные занятия для дошкольников. Но это все предпринимают только после исключения всех возможных патологий.
У детей наблюдают ученическую рассеянность и плохую память. Это связано с высокой активностью. Во время стремительного роста увеличение размера костной ткани не успевает справляться с развитием мозга.
По этой причине может наблюдаться плохая память у подростка. Это касается мальчиков, которые за лето вырастают на 10 сантиметров. Они страдают от головных болей, высокого внутричерепного давления. Эти неприятные ощущения не дают сосредотачиваться и успешно усваивать новую информацию.
Современные школьники получают слишком много информации. Поэтому причиной рассеянности и плохой памяти иногда выступает учитель или равнодушные родители.
Если мама не помогает ребенку решить задачу, а только кричит на него, то он станет еще более невнимательным и рассеянным. Наказаниями нельзя добиться улучшения.
Методы лечения
Когда у ребенка плохая память, что делать? Этот вопрос волнует всех родителей. Важно оградить малыша от перегрузок, которые приводят к рассеиванию внимания.
Для профилактики проблем тренировки начинают еще с раннего возраста. Для этого нужно разучивать стихи, песни, читать сказки и рассказы. Рекомендуют использовать сказки, в которых много раз повторяются слова и фразы. Благодаря этому ребенок зафиксирует их в памяти.
Когда малыш начинает сам рассказывать стихи, взрослые должны хвалить его, так как успех положительно влияет на детей, и они начинают стремиться снова получить похвалу.
Важно общаться с детьми, обсуждать разные темы и спрашивать о проведенном дне.
Тренировки включают игры. Каждый день нужно играть с малышом, проводить время интересно.
Существуют также препараты, улучшающие память и внимание для детей. Назначать их должен только врач. Обычно используют лекарства вроде Ноотропила, Пирацетама, Аминалона.
Больше внимания следует уделять питанию. Организм должен получать достаточное количество питательных веществ и витаминов. Важно избегать жирных продуктов, избыточного потребления сахара.
Для успешного запоминания информации, устранения рассеянности, следует улучшить снабжение головного мозга кислородом. Этого добиваются танцами, спортом, гимнастикой. Ежедневные прогулки, легкие гимнастические упражнения, позволят улучшить состояние здоровья ребенка.
Дети должны регулярно гулять на свежем воздухе. На улице нужно проводить не менее четырех часов. Если погода плохая откладывать прогулки не следует. Благодаря здоровому образу жизни можно значительно улучшить способности к запоминанию.
Как работать с маленькими детьми с плохой памятью, родителям объяснит психолог. Простой игрой для тренировки памяти является запоминание знакомых малышу предметов. Перед ним раскладывают предметы, похожего размера и рассматривают их вместе несколько минут. После этого родители убирают одни предмет и просят ребенка вспомнить, чего не хватает.
Постепенно игру усложняют. Для этого он не только определяет пропавший предмет, но и определяет его местонахождения.
Существуют специализированные игры для тренировки памяти. Одна из них называется «Мемори». В нее входят карточки с изображением знакомых детям персонажей из мультиков. Малыш запоминает увиденное.
Тренировать память очень трудно. На быстрый успех рассчитывать не придется. В отдельных случаях причины плохой памяти это неврологические патологии. Определить их наличие или отсутствие врач сможет в ходе беседы с родителями и маленьким пациентом. Если есть показания, назначают лабораторные и инструментальные методы, на основании которых и подбирают лечение.
В человеческом организме много удивительных загадок, которые не так-то просто понять с первого раза, и память одна из них. Запоминание информации – это одна из возможностей нервной системы. Все это собирается на невидимых полочках нашего мозга, и, при необходимости, информацию можно извлекать и пользоваться. Без памяти человек не сможет вести нормальную социальную жизнь. Любое нарушение в этой области может повлечь за собой череду серьезных последствий. От проблем с памятью страдает не только сам человек, но и окружающие близкие люди. Это далеко не единственная проблема, которую несет плохая память, причины недуга могут быть самыми разными.
Общая информация
Память бывает двух видов: кратковременная и долговременная.
Все, что мы воспринимаем мельком, чаще всего забывается за несколько минут, именно так и работает кратковременная память. Разумеется, смысл такой информации человек не улавливает. Благодаря этой памяти человеческий мозг не засоряется ненужной информацией.
Долговременная память имеет совершенно противоположное значение. Она приводит поступающую информацию в порядок, накапливая ее. Хранится информация долговременной памяти неопределенный срок. Именно за счет нее человек помнит все знания и способен к обучению. Это невероятно трудный процесс мозга, однако человек считает его самым обычным. Для успешной эксплуатации памяти необходимо иметь хорошую концентрацию, одно без другого будет не ценно в обучении.
Провалы памяти у детей и взрослых
У явления «плохая память» причины могут быть самые разнообразные. В случае, если малыш рождается с отсталостью, его память будет крайне слабой, это значит, что к серьезному обучению такой человек не будет готов и во взрослой жизни. Детская психика больше восприимчива к внешним и внутренним проблемам, это значит, что стрессов малышу не избежать.
Взрослые причины плохой памяти крайне редко встречаются у детей, эти патологические состояния приобретаются лишь по мере взросления.
Причины плохой памяти детей:
- Жизнь в постоянном стрессе (неблагополучные условия жизни, проблемы в школе, с ровесниками во дворе);
- Врожденные заболевания (синдром Дауна);
- Зрение ниже нормы;
- Анемия и авитаминоз;
- Рак мозга;
- Астения;
- Расстройства психики;
- Частые болезни, провоцируемые вирусами;
- Отравление организма алкоголем или наркотиками;
- Травмы черепа.
Взрослые страдают плохой памятью в следствие приобретенных недугов:
- Вертебробазилярная недостаточность;
- Стрессы, хроническая усталость в эмоциональном плане;
- Черепно-мозговые травмы;
- Нарушения в плане метаболизма;
- Атеросклероз;
- Дисбаланс гормонального фона;
- Острое нарушение кровообращения в сосудах мозга;
- Болезнь Альцгеймера;
- Дисциркуляторная энцефалопатия;
- Депрессия, шизофрения;
- Остеохондроз.
Забывчивость детей
Другой подход необходим детям, у которых плохая память случилась в следствие каких-либо внешних факторов. Отличие реакции детей на определенные факторы:
- Алкоголизация – причина многих проблем, плохая память одна из них. Подростковый организм реагирует на опьянение иначе, чем взрослый, уже на первых этапах пьянства начинаются провалы в памяти;
- Часто провалы в памяти у ребенка связаны с определенными событиями негативного характера. К примеру, отравление или травма;
- Обычно ребенок забывает небольшой временной промежуток. Четкости у детской амнезии нет, ее очень трудно определить.
Необходимо знать до лечения
Перед тем, как определить схему лечения, необходимо узнать точный диагноз и определить, чем было спровоцировано нарушение. Узнать все это можно, определив следующую информацию:
- Какие болезни мучают человека. Чаще всего прослеживается связь между заболеваниями в настоящем или патологиями в прошлом с ухудшением состояния работы мозга;
- Есть ли факторы, подразумевающие ухудшение памяти. К примеру, деменция, черепно-мозговая травма или прием определенных медикаментов;
- Какие лекарственные средства принимает пациент, есть ли возможность ухудшения состояния памяти от них.
При выявлении причин ухудшения памяти необходимо сделать биохимию крови. Таким анализом выявляются проблемы гормонального фона, дефицит витаминов и нарушения на метаболическом уровне.
Коррекция нарушения памяти
В процессе старения организма происходит множество сбоев, особенно это относится к мозгу. Память становится хуже, что естественно. Частая забывчивость, сниженная концентрация – итоги ухудшения работы мозга. Однако на качестве повседневной жизни это практически не сказывается. При правильной подготовке в пожилом возрасте можно приучиться быстро вспоминать необходимую информацию, но потребуется время.
Есть множество фармакологических препаратов, которые не только помогаю поддерживать память в тонусе, но улучшают умственные способности человека. К таким препаратам относятся ноотропы.
Не стоит забывать, ноотропы относятся к симптоматическому лечению, чтобы получить полную схему лечению, необходимо обратиться к специалисту.
Видео о проблемах с памятью
В этом видео вы узнаете, как улучшить внимание и память:
Если у человека с детства плохая память,можно ли усиленными тренировками ее сделать лучше,начиная с детства? Или же это все бесполезно и, рожденный с такой памятью человек, обречен?
Да, хорошая или плохая память может передаваться генетически, т.к. это особенность функционирования мозга.
Но отчаиваться не стоит. Память можно тренировать. Например, учить стихи наизусть. Или учить пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, считалки. Или изучать иностранные языки. Установите себе осязаемый лимит, например, выучить 50 новых слов в день. Вы увидите, что Ваша память постепенно улучшается, т.к. Вы ее подпитываете новой полезной информацией.
Когда читаете художественную или любую другую увлекательную литературу, представляйте в картинках то, что читаете. Образы очень хорошо тренируют память. Потом Вы сможете без проблем пересказать сюжет.
У нас на лингвистическом факультете на первом курсе было, например, такое упражнение для памяти: читаете абзац газетной статьи, а затем пытаетесь его пересказать слово-в-слово. Высший пилотаж – это когда Вы покупаете одно и то же полиграфическое издание на нескольких языках и запоминаете абзацы на родном языке, а на иностранном просто читаете. Потом переводите по памяти, стараясь максимально придерживаться оригинала.
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))