Неустойчивое внимание у детей

Неустойчивое внимание у детей

  • 26-07-2019
  • 0 Просмотров
  • 0 комментариев
  • 0 Рейтинг

Last update 05:53:05 AM GMT

Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания, это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость и объем. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.

Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является показателем готовности ребенка к обучению в школе.

Выделяют следующие причины нарушения внимания: 1) врожденные особенности нервной системы, 2) нарушение речевых функций, 3) дефекты интеллектуальной сферы, 4) педагогические ошибки воспитания, 5) организация условий восприятия.

Рассмотрим каждую причину в отдельности.

1. Врожденные особенности нервной системы могут влиять на развитие свойств внимания. Это такие особенности- нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Их сочетание определяет тип темперамента человека, который проявляется в любой деятельности как выносливость, степень активности, скорость и сила любых реакций, действий. В процессе воспитания и обучения врожденные недостатки некоторых свойств можно компенсировать путем формирования специальных способов выполнения деятельности, а также выявлением соответствующей деятельности для данного человека или условий ее осуществления.

2. Речевые нарушения могут значительно влиять на формирование про­извольного внимания, так как его механизм строится на основе словесной регуляции: например, у детей с афазией (нарушения мозговых центров речи) произвольное внимание развивается только с использованием внешних вспомогательных средств (показа, жестов, знаковых средств). А более сложные задания, требующие речевой инструкции или организующих средств, становятся для ребенка недоступны, так как здесь речевая функция задерживает развитие мыслительных функций. Нарушения речи могут быть у глухонемых детей, но здесь процесс формирования произвольного внимания задерживается и будет зависеть от уровня речевого развития, но он не затрагивает мышления, поэтому ребенок может освоить внешние средства управления вниманием, перевести их на внутренний план, но на более позднем этапе. Так, этот процесс у шестилетнего глу­хонемого ребенка может быть равен уровню трехлетнего ребенка, но при специальном развитии может быть успешно преодолен с некоторым отставанием.

3. Интеллектуальные нарушения — это более серьезное препятствие для развития не только произвольного, но и непроизвольного вни­мания. При тяжелых случаях интеллектуального отставания наблюдается неумение фиксировать взглядом предмет, и поэтому такой ребенок не способен сделать выбор предмета для его восприятия из общего фона. Такие дети не поддаются лечебно-воспитательному воз­действию. Самая легкая форма умственной отсталости характеризует­ся недоразвитием мышления в понятиях, которые позволяют абстра­гироваться от реальных предметов, воспринимать словесные инструк­ции и руководствоваться ими в своей деятельности. Таким детям в процессе воспитания нужны конкретные краткие инструкции, под­крепленные показом, образными знаковыми средствами, частым напо­минанием организационных средств (целей, плана, последовательнос­ти действий, контроля, оценки результата).

4. Педагогические ошибки воспитания обусловлены отставанием педаго­гических воздействий от развития психики или неадекватным исполь­зованием педагогических приемов без понимания закономерностей психического развития и особенностей психических процессов и свойств. Если взрослый в процессе воспитания не использует знаковых и организационных средств для управления вниманием, не переводит ребенка поэтапно с жестовой на знаковую и словесную регулировку внимания, то наблюдается отставание в развитии. Но если при этом ребенок осваивает различные виды деятельности при незначительном влиянии взрослого, то процесс развития внимания также задержится. Если в свободное время ребенок максимально предоставлен самому себе и не занят каким-либо организованным делом, то внимание его подчинено спонтанным внешним воздействиям и закономерностям непроизвольного внимания. Такой ребенок беспорядочно переключает внимание с одного предмета на другой в зависимости от их яркости. Спонтанное, беспорядочное переключение внимания приводит к быс­трому утомлению, делает ребенка рассеянным, неспособным к орга­низованной содержательной деятельности, так как он не обучен приемам организации внимания, удержания его на объекте, концен­трации или распределения на свойствах объекта, правилах выполне­ния деятельности. Отсутствие организованного внимания может за­держать развитие мышления, восприятия, воли, так как они тесно взаимосвязаны.

5. Организация условий восприятия существенно влияет на процесс внимания. Так, особенности воспринимаемых объектов могут активи­зировать внимание или привести к быстрому утомлению и снизить его эффективность. Это такие характеристики объектов, как слабая, недостаточно интенсивная яркость, мелкие или сложные по структуре объекты, чересчур яркие и сильные раздражители, длительно действу­ющие или, наоборот, кратковременные, их частота, наличие движе­ний или их отсутствие, расположение объектов, фон, на котором они воспринимаются. Особенности условий, в которых находится человек, также могут влиять на эффективность внимания (душная комната, посторонние шумы, монотонность в работе, напряженность позы или сложность движений, однообразие движений, освещение в помещении, цвет комнаты, инструментов и воспринимаемого материала, продол­жительность работы, ее ответственность). Эмоциональное состояние — это один из наиболее сильных факторов для дошкольника, который может влиять на активность внимания; одобрение или запреты, окрики и замечания, боязнь сделать ошибку или моральная поддер­жка, уверенность в помощи, в успехе, положительное отношение к занятию, приподнятое эмоциональное настроение окружающих и осо­бенно взрослого, радость самого процесса труда, интерес к нему — важные условия для мобилизации и поддержания активности внима­ния длительное время.

Надо помнить, что у детей более младшего возраста менее вы­носливая нервная система и недостаточные физические возможности, а также они недостаточно успешно владеют приемами организации внимания и подвержены закономерностям непроизвольного внимания, поэтому особенно важно создавать благоприятные условия для занятий, требующих внимания и сосредоточенности. При организации занятий следует устранить влияние отрицательных факторов и усилить положительные: яркость и четкость раздражителей, использование указательного жеста, краткие понятные инструкции должны сопровождаться показом действий. Необходимы доступность требований, посильность заданий для умственного и физического развития детей, наличие интереса, вооружение специальными приемами, облегчающими удержание внимания на объекте, напоминание цели, знакомство с планом работы, одобрение, организованный переход к этапам деятельности или к другой деятельности.

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Железняк Наталья Вячеславовна

студент 6 курса психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», РФ, г. Борисоглебск

Винокурова Ольга Вячеславовна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», РФ, г. Борисоглебск

Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления — невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности.

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем психологии, она находилась в центре научных интересов многих ученых. В исследование феномена внимания внесли вклад как зарубежные ученые В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо, Э. Титченер, так и выдающиеся отечественные психологи Н.Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф Добрынин, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев. А.В. Петровский говорит о внимании как о сосредоточенности деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Б.Г. Мещеряков дает следующее определение: внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. А.Н. Леонтьев рассматривает внимание как феномен сознания, связанный со всякой деятельностью, следствие и проявление организации деятельности, который может быть понят только через анализ деятельности.

Читайте также:  Лейкоз излечим или нет

В отечественной психологии существует общепринятое определение. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном предмете или явлении. Мы, в рамках выполненного исследования, опирались на определение А.Н. Леонтьева, который рассматривает внимание как феномен сознания, связанный со всякой деятельностью, следствие и проявление организации деятельности, который может быть понят только через анализ деятельности.

В психологии принято выделять следующие свойства внимания: динамические (распределение и переключение) и статические (концентрация, объем и устойчивость). Предметом нашего исследования являлось такое свойство внимания, как устойчивость — его временная характеристика. Устойчивость — это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации [1].

Внимание младшего школьника отличается большой неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10‑20 минут (в то время как подростки — 40—45 минут, а старшеклассники — до 50 минут). Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Внимание может отвлекаться по различным причинам, например из-за новизны обстановки, в силу действия ориентировочного рефлекса, при неправильном использовании наглядных пособий и т. д. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения. Внимание детей младшего школьного возраста характеризуется так же малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания [2]. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка: из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в обучении.

В современной ситуации перехода российских школ на Федеральный государственный стандарт второго поколения приоритетным становится личностный результат образовательного процесса, включающий в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Важной становится личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Успех в достижении личностного результата зависит от уровня развития всех психических процессов ребенка, в том числе и внимания.

Проведенный анализ литературы по теме исследования и изучение современного состояния проблемы неустойчивости внимания младших школьников обнаруживают ряд противоречий между:

· глубокой теоретической проработкой проблемы развития внимания и его свойств в младшем школьном возрасте и отсутствием в практике построения образовательного процесса школы целенаправленной работы по развитию этого свойства внимания у младших школьников;

· актуальностью проблемы повышения устойчивости внимания с началом обучения ребенка в школе и увеличением количества младших школьников с неустойчивым вниманием.

Проблемой исследования является разрешение названных противоречий, которое состоит в изучении механизмов психологического воздействия на устойчивость внимания младших школьников в образовательном процессе школы.

Решая данную проблему, мы предположили, что уровень устойчивости внимания младших школьников будет выше, если в образовательном процессе школы осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся, направленное на комплексное развитие свойств внимания (переключаемости, распределяемости, концентрации, объема и его устойчивости) и различных видов внимания (слухового, сенсорного, моторно-двигательного).

В нашем исследовании мы выявили динамику показателей развития устойчивости внимания учащихся 2 класса. В научно-методический инструментарий исследования вошли следующие психодиагностические методики, прошедшие проверку на надежность, валидность и позволяющие получить объективную информацию об изучаемом нами явлении: «Тест Бурдона» в модификации П.А. Рудника, «Тест переплетенных линий» (модификация теста Рея), «Тест Пьерона-Рузера». Экспериментальное исследование проводилось на базе ВОУ КО «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII—VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса в возрасте 8—9 лет.

Анализ результатов, полученных в процессе проведения методики «Тест Бурдона», показал, что большинство (68,9 %) учащихся испытывали значительные трудности при выполнении задания, у этих испытуемых выявлен низкий уровень концентрации внимания, и лишь 31,1 % учащихся справились с заданием намного лучше, их уровень концентрации внимания — средний. Поскольку учащихся с высоким уровнем концентрации внимания не выявлено вообще, мы можем говорить о существующей в группе испытуемых проблеме, связанной со степенью сосредоточения внимания на выполняемом задании. Концентрация (сосредоточенность) внимания на выполнении задания предполагала одновременное отвлечение то всего постороннего, однако большинству испытуемых это не удавалось. Поскольку концентрация (сосредоточенность) выступает необходимым условием осмысления и запечатления поступающей в мозг ребенка информации, видится необходимость коррекции выявленных проблем в группе испытуемых.

В процессе проведения диагностики устойчивости внимания учащихся по методике «Тест переплетенных линий» (модификация теста Рея) были получены следующие результаты. В ходе диагностики учащимся трудно было проследить все линии глазами по порядку без помощи рук, найти конец каждой линии, у 81,8 % учащихся не сформирована способность контролировать свои действия, проверять результаты своей деятельности. Это свидетельствует о низком уровне устойчивости внимания.

Средняя устойчивость внимания выявлена у 17,2 % учащихся, они сделали минимальное количество ошибок за короткий промежуток времени. У этих детей выявлен средний уровень устойчивости внимания. Учащихся с высокой устойчивостью внимания в результате проведения данной методики не выявлено.

Показатели развития устойчивости внимания по методике «Тест Пьерона-Рузера» могут свидетельствовать о том, что низкая устойчивость внимания диагностируется у 65,2 % учащихся. Учащимся нужно было расставить быстро и без ошибок знаки в геометрических фигурах по заданному образцу. Это вызвало затруднения у учащихся. Дети неохотно выполняли предложенное задание: рисовали свои знаки в геометрических фигурах, а не те, которые были в образце, задавал вопросы, не относящиеся к процессу выполнения задания, объясняли свое нежелание работать усталостью.

Средняя устойчивость внимания выявлена у 34,8 % учащихся. В процессе выполнения предложенного задания эти учащиеся показали более высокие результаты, задание им понравилось, знаки в геометрических фигурах они поставили быстро, с минимальным количеством ошибок. Высокий уровень концентрации внимания у учащихся не выявлен.

Читайте также:  Кровоточат десна по утрам

Данные, полученные в ходе проведения методики «Тест Пьерона-Рузера» позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся в группе испытуемых — это дети с рассеянным вниманием, неспособные сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность у испытуемых проявляется в неспособности к сосредоточению, либо в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянность выражается в быстрой истощаемости внимания, появлении у детей переутомления, о котором они сообщали в ходе эксперимента (Я устал, мне надоело).

Качественный анализ результатов констатирующей диагностики показал, что большинство учащихся, охваченных экспериментальным исследованием, нуждались в коррекции проблем развития свойств внимания и, прежде всего, его устойчивости. Поскольку 73,9 % детей могут одновременно воспринимать только небольшое число объектов, у них нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. Эти дети неспособны сохранять внимание (не могут выполнить задание до конца, не собраны при его выполнении), у них снижено избирательное внимание, они неспособны сосредоточиться на предмете. У большинства детей мы выявили повышенную отвлекаемость (при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое) и снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Данные результаты обусловлены:

· с одной стороны особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики второго класса продолжают развивать концентрацию, устойчивость и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1 классе, особенностями развития детей;

· с другой стороны, являются результатом недостаточной работы по развитию и коррекции свойств внимания младших школьников в образовательном процессе школы-интерната.

Полученные результаты объяснимы и тем, что первый и второй классы школы-интерната являются классами компенсирующего обучения для детей с сохранным интеллектом, не имеющих противопоказаний для обучения по программе начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения. Но это дети из неблагополучных семей, поступившие в школу-интернат из реабилитационного центра, депривированные и соматически ослабленные дети, испытывающие трудности в обучении, а также педагогически запущенные дети. Данные положения послужили основанием для реализации коррекционно-развивающей программы по развитию и коррекции свойств внимания с учащимися второго класса.

Работа по преодолению неустойчивости внимания учащихся на формирующем этапе эксперимента велась в двух направлениях. Первое направление — целенаправленная работа с учителями начальных классов и воспитателями, работающими с этими учащимися. Содержание работы включало индивидуальные консультации по проблеме развития внимания у детей в образовательном процессе и во внеурочное время.

Нами были подготовлены и проведены тематические беседы с педагогами по темам: «Внимание и его роль в учебной деятельности», «Развитие внимания школьников», «Роль взрослого в развитии свойств внимания у детей младшего школьного возраста». В процессе бесед педагогам школы — интерната предлагались вопросы для обсуждения по данным темам, давались рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие всех свойств и видов внимания в образовательном процессе, литература для более глубокого изучения данной темы.

Второе направление — работа с учащимися 2 класса. В рамках реализации данного направления нами была апробирована коррекционно-развивающая программа А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания у детей 8—9 лет», которая состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей [3]. Программа направлена на развитие устойчивости внимания через развитие его основных свойств (концентрации, распределяемости, переключаемости, объема), а также через развитие видов внимания (сенсорного, слухового, зрительного, моторно-двигательного), повышение познавательного интереса.

Коррекционная программа построена в соответствии с принципами проведения коррекционно-развивающей работы: принципом единства диагностики и коррекции, деятельностностным принципом, принципом учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка, принципом комплексности методов психологического воздействия, принципом активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Программа направлена на развитие устойчивости внимания через развитие его основных свойств (концентрации, распределяемости, переключаемости, объема), а также через развитие видов внимания (сенсорного, слухового, зрительного, моторно-двигательного), повышение познавательного интереса.

В результате реализации программы эксперимента была отмечена явная положительная динамика. Количество учащихся с низким уровнем устойчивости внимания уменьшился до 51,6 %, со средним уровнем устойчивости внимания увеличился до 39,8 %, с высоким уровнем устойчивости внимания составляет 8,6 % учащихся. Мыслительные процессы у большинства учащихся протекали быстрее, задания выполнялись более аккуратно и четко, дети стали собранными, сосредоточенными. Дети овладели способностью планировать действия контроля, действовать в соответствии с намеченным планом, постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом. У учащихся значительно повысился уровень наблюдательности, произвольности внимания, его переключения и распределение. Концентрация и устойчивость внимания у учащихся достигли достаточно высокого уровня.

Результаты исследования позволяют утверждать, что подобного рода комплекс мероприятий помогает достичь значительных позитивных сдвигов в преодолении неустойчивости внимания младших школьников в образовательном процессе. Таким образом, при своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем, при профессиональной, грамотной организации и осуществлении психолого-педагогических процессов обучения и воспитания, задачи психического развития детей решаются положительно, что было видно, после реализации психокоррекционной программы. Большинство детей показало улучшенные результаты в процессе контрольного этапа эксперимента. Поэтому усилия педагогов необходимо постоянно направлять на специальную коррекционную работу по развитию и совершенствованию свойств внимания в образовательном процессе начальной школы.

Успех в достижении личностного результата зависит от уровня развития всех психических процессов ребенка, в том числе и внимания. В связи с этим тема нашего исследования представляется нам весьма актуальной и перспективной, требующей постоянного поиска и совершенствования форм работы. В целом, полученные в исследовании результаты и сформулированные выводы в основном подтвердили правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.

Список литературы:

  1. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин. М., 1972.
  2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5—9 лет/А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. М.:ТЦ Сфера, 2002.

от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Вены на стопах ног

Нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность не очень значимы в дошкольном возрасте, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий в школе нарушения внимания сразу же проявляются.

Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро.

Вследствие быстрого истощения у детей резко ухудшается почерк в процессе выполнения заданий. Не менее сложен и процесс обучения чтению. Им трудно сосредоточиться, поэтому они теряют слова, теряют строку, а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным. Важно отметить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Страх неудачи ещё больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.

Итак, ребенок не может сохранить внимание на несколько минут, однако во время любимых занятий и игр, с которыми ему удается успешно справляться, он удерживает внимание и занимается любимым делом достаточно длительное время. Почему? Да потому что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на неё стимулирующее влияние. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Важно отметить, что большинство детей с неустойчивым вниманием имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности.

Как помочь ребенку с неустойчивым вниманием?

1. Необходимо научиться общаться с непоседой: это и поможет воспитателям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел» повторяемые несколько раз в день бессмысленны. Ребенок просто перестает из слышать.

Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

2. Постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

Посадите ребенка за первую парту, чтобы он был на виду, и у него было меньше причин отвлекаться.

Научите ребенка обращаться за помощью. Часто дети не знают, как это сделать, и стесняются обращаться.

Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция ясной и однозначной: ребенок не поймет сложных заданий и длинных предложений. Убедитесь, что в задании понятно каждое слово. И не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слушает вас.

Чтобы обратить на себя внимание ребенка, используйте систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положите свою руку на руку ребенка). Внимание можно привлечь и словами, постукиванием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак, чтобы он был приятен маленькому ученику и не вызывал у него раздражения.

В ходе работы можно использовать систему четких и коротких указаний «Слушай», «Запомни», «Не торопись», «Подумай». Тон – доброжелательный, мягкий. Старайтесь избегать слов: «Неправильно», «Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говорить «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать ещё раз», «Уже лучше, я знаю, у тебя все получится» и т.п.

Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Если задание большое, разделите его на части и к каждой из них дайте новую инструкцию. Начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.

Если что-то из работы необходимо отложить до завтра, стоит записать это задание.

Всем детям необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы.

Есть ещё один способ индивидуальной работы с детьми с неустойчивым вниманием, особенно эффективный при обучении письму. Он состоит в определенной последовательности действий, которые выполняют взрослый и ребенок:

Взрослый объясняет задание. Инструкция краткая и четкая.

Ребенок повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.

Взрослый объясняет, как нужно выполнить задание (с чего начать, что делать дальше, как закончить и т.п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.

Взрослый ещё раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.

Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повторить п.4).

Ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребенок контролирует ход выполнения задания.

Ребенок самостоятельно выполняет задание и оценивает его (если в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности).

То есть, ребенку с дефицитом внимания помогает внешнее опосредование деятельности, или речевая инструкция, которая сопровождает его деятельность. Необходимо просить ребенка проговаривать алгоритм своих действий.

Наблюдая за ребенком, вы отмечаете, что во время самостоятельных занятий он отвлекается и не реагирует на ваши замечания, то используйте тактику привлечения внимания:

Контакт «глаза в глаза»;

Создание условий, способствующих спокойной обстановке (снять внешние раздражители);

Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий – не больше 3-5 минут – и общую продолжительность занятия – 20 минут.

Не торопите ребенка, пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные;

Никогда не начинайте с трудных заданий. Очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему.

“>


Комментарии
  1. Елена Петровна () Только что
    Спасибо Вам огромное! Полностью вылечила гипертонию с помощью NORMIO.
  2. Евгения Каримова () 2 недели назад
    Помогите!!1 Как избавиться от гипертонии? Может какие народные средства есть хорошие или что-нибудь из аптечных приобрести посоветуете???
  3. Дарья () 13 дней назад
    Ну не знаю, как по мне большинство препаратов - полная фигня, пустатая трата денег. Знали бы вы, сколько я уже перепробовала всего.. Нормально помог только NORMIO (кстати, по спец. программе почти бесплатно можно получить). Пила его 4 недели, уже после первой недели приема самочувствие улучшилось. С тех пор прошло уже 4 месяца, давление в норме, о гипертонии и не вспоминаю! Средство иногда снова пью 2-3 дня, просто для профилактики. А узнала про него вообще случайно, из этой статьи..

    P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
  4. Евгения Каримова () 13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на препарат!
    P.S. Я тоже из города ))
  5. Дарья () 13 дней назад
    Евгения Каримова, так там же в статье указана) Продублирую на всякий случай - официальный сайт NORMIO.
  6. Иван 13 дней назад
    Это далеко не новость. Об этом препарате уже все знают. А кто не знает, тех, видимо давление не мучает.
  7. Соня 12 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  8. юлек36 (Тверь) 12 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала получили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  9. Ответ Редакции 11 дней назад
    Соня, здравствуйте. Средство от гипертонии NORMIO действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день оригинальный препарат можно заказать только на специальном сайте. Будьте здоровы!
  10. Соня 11 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  11. александра 10 дней назад
    чтобы капли помогли? да ладно вам, люди, не дошла еще до этого промышленность
  12. Елена (Сыктывкар) 10 дней назад
    Случайно набрела на эту статью. И что я вижу!! Рекламируют наш NORMIO! Ну не в смысле мой, а в том плане, что я мужу его покупала. Он не знает, что я здесь пишу, но все-таки поделюсь. Это ж и моя радость, скорее даже полностью мое счастье! Короче, я вот тоже читала отзывы, смотрела как и что и заказала это средство. А то мой муж уже весь отчаялся, уже много лет было давление 180 на 110! Таблетки разные пил от этого у него с желудком проблемы были, а давление все равно было высокое. Решали чего дальше делать. А тут в общем начал NORMIO пить и теперь ура! Никаких проблем у него, давление в норме, всегда бодр и активен!
  13. Павел Солонченко 10 дней назад
    Подтверждаю, этот препарат действительно помогает! Вылечил свою гипертонию всего за 4 недели! До этого 4 года мучался от постоянного давления, головных болей и т.д. Спасибо большое!
  14. Юлия Л 10 дней назад
    С трудом верится... но столько людей говорит что работает, должно работать. Я завтра начинаю!
  15. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Хочу постараться избавиться от гипертонии побыстрее, а главное как-нибудь попроще и безболезненно, посоветуйте что-нибудь.
  16. Дмитрий (врач Кардиолог) 8 дней назад
    Валерия, лучший вариант - обратиться к врачу! Но если нет времени на поход в поликлинику, подойдет и NORMIO, который уже советовали выше. В последнее время многим его назначаю, результаты очень хорошие! Выздоравливайте.
  17. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Спасибо огромное за ответ, заказала!
  18. Наташа 5 дней назад
    У мужа гипертония, бегаем по врачам вместе. Люблю его, жизнь отдам за него, но никак не могу облегчить его страдания. Ладно, теперь Вы со своей историей появились, для нас появилась надежда. А то уже все перепробовали.
  19. Валера () 5 дней назад
    Совсем недавно хотел снова обратиться к врачам, уже к хирургу решился пойти, кругленькую сумму приготовил, но сейчас мне это не нужно! 2 месяца – и я здоров, прикиньте. Так что, народ, не дурите, никакие таблетки не по-мо-гут! Только это природное средство, других способов я не знаю, да и не хочу знать уже



Adblock detector