Постановка судна на два якоря

Постановка судна на два якоря

  • 26-07-2019
  • 0 Просмотров
  • 0 комментариев
  • 0 Рейтинг

Как известно, судно при стоянке на якоре сильно рыскает при ветре, причем величина рыскания доходит до 80 – 90°. Рыскливость объясняется тем, что якорные клюзы расположены не в диаметральной плоскости судна, а несколько в стороне от неё, вследствие чего при натяжении якорной цепи судно отклоняется от линии ветра.

Отдача двух якорей, расположенных между собой под небольшим углом, может только несколько уменьшить рыскливость и свести её, как показал опыт, до 50°.

При стоянке на якоре судно всё время находится в движении, и средняя его точка описывает «восьмерку», как это показано на рис. 1 (цифры на рисунке показывают последовательные положения судна при рыскании).

Рис. 1 Движение судна на двух якорях

Рыскание, вызывающее большие напряжения в якорь-цепях, в якорных устройствах и в корпусе судна, может привести к обрыву цепи или дрейфу судна. Рыскание также затрудняет работу у борта судна.

Для уменьшения рыскания судна при стоянке на якоре во время сильного ветра в американском военно-морском флоте разработан способ постановки судна на два якоря, при котором величина рыскания судна уменьшается в среднем до 5° и судно все время держится носом против ветра. Этот способ постановки на два якоря назван способом «Хоммерлок» (Hammcrlock).

Сущность его заключается в том, что якоря отдаются так, что угол между якорь-цепями приближается к прямому, одна из якорь-цепей вытравливается полностью, а вторая – на небольшую величину; судно во время стоянки на якоре подрабатывает своей машиной. Широко разнесенные якоря не дают возможности судну рыскать и держат его нос против ветра. Недостаточная держащая сила якоря на короткой якорь-цепи компенсируется подработкой судовых машин. Когда ветер меняет своё направление, судно начинает уваливаться под ветер до тех пор, пока вновь не займет положение, при котором сила ветра, действующая на судно, не уравновешивается держащей силой обоих якорей и работой машины. Во время уваливания судна под ветер якорь на короткой якорь-цепи будет ползти по грунту до тех пор, пока судно не станет носом против ветра.

Вспомогательный якорь может быть отдан, как это показано на рис. 2.

Рис. 2. Два способа постановки судна на два якоря

Постановка на два якоря по способу «Хеммерлок» была практически произведена в заливе Чезапик американским военным транспортом АКА-61 водоизмещением 10 тыс. т. Стоя на двух якорях, положенных этим способом, судно выдержало в 1954 г. 14 – часовой ураган, в течение которого ветер трижды менял свое направление. Угол рыскания составлял в среднем 5°, максимальное рыскание доходило до 14°. Судовая машина работала вперед, и судно устойчиво держалось носом против ветра без помощи руля.

Число оборотов главной машины должно быть таким, чтобы обе якорные цепи были натянутыми. При чрезмерных оборотах якорь-цепь основного якоря получит слабину и при перемене ветра вся нагрузка перейдет на вспомогательный якорь, который быстро поползёт по грунту. Чтобы прийти на якорь-цепь основного якоря, судно должно будет пройти большое расстояние, что вызовет сближение якорей и сильный рывок якорь цепи основного якоря (рис. 3).

Рис. 3. Положения судна при чрезмерных оборотах главной машины

При недостаточных оборотах главной машины вспомогательный якорь начнёт ползти по грунту до перемены ветром своего направления, якорь-цепи будут сближаться между собой, что сразу сведет все преимущества данного способа на нет, так как при сближении якорь-цепей сразу же увеличивается величина рыскания судна (рис. 3.а).

Рис. З.а Положения судна при недостаточных оборотах главной машины

Для правильного выбора числа оборотов главной машины был разработан график, показывающий зависимость между скоростью ветра и «машинной скоростью», т. е. тем числом оборотов главной машины, которое обеспечивает судну определенную скорость в узлах, чтобы держаться неподвижно против ветра в спокойной воде (вне течения).

Позднее Главное управление судостроения и судоремонта США разработало подробные графики для четырех основных типов кораблей военно-морского флота США.

В основу расчета этих графиков была положена следующая формула: ветровая нагрузка на лобовую плоскость судна равна

  • Rw– фактор трения ветра, величина которого в среднем принимается равной 0,004;
  • V – скорость ветра в узлах;
  • А – проекция лобовой поверхности судна над ватерлинией в квадратных футах.

График зависимости между тем числом оборотов машины, которое обеспечивает судну определенную скорость в узлах, и силой противного ветра показан на рис. 4.

Рис. 4 График оборотов машины

Поскольку данные графика указывают на те обороты машины, которые должно иметь судно, чтобы держаться против ветра неподвижно без помощи якоря, то при стоянке на якорях, отданных по способу «Хеммерлок», обороты машины должны быть уменьшены, чтобы предотвратить ослабление якорь-цепей.

Правила постановки судна на якоря по способу «Хеммерлок»

2. В качестве основного может быть избран любой якорь, но если известно, в какую сторону будет поворачивать ветер, основным надо избирать якорь подветренного борта.

3. Если после постановки на два якоря обнаружится ошибка в расчете и ветер повернёт в противоположную сторону, вспомогательный якорь может быть отдан с противоположной стороны.

Читайте также:  Время свертывания крови это

Для этого вспомогательный якорь выбирается, и когда судно достигнет, стоя на одном якоре, максимальной величины рыскания, вспомогательный якорь отдается в тот момент, когда судно наиболее сильно зарыскнет в наветренную сторону. Так, при повороте ветра по часовой стрелке вспомогательный якорь отдаётся в тот момент, когда судно находится в положении 2, а при повороте против часовой стрелки в положении 5 (см. рис. 1).

Когда судно придёт в такое положение, что надо будет отдать вспомогательный якорь, следует дать ход машине, чтобы вспомогательный якорь был расположен к линии основного якоря под углом, близким к прямому. Якорная цепь вспомогательного якоря не должна вытравливаться более 10-15 м. сверх глубины моря в данном месте.

4. Во время стоянки на двух якорях, положенных по способу «Хеммерлок», необходимо, чтобы на носу находился опытный вахтенный штурман, ведущий все время наблюдение за положением якорь-цепей и отдающий по мере надобности команду в машину и на руль.

Увеличение или уменьшение числа оборотов машины необходимо производить постепенно. Это достигается при прямой телефонной связи между вахтенным офицером на баке и машиной. Угол между поверхностью воды и якорь-цепью основного и вспомогательного якорей должен быть в пределах 30-60°.

5. Горизонтальный угол между якорь-цепями должен приближаться к прямому; диаметральная плоскость судна должна располагаться в середине этого угла. Сохранение такого положения обеспечивается движением по грунту вспомогательного якоря, правильным выбором числа оборотов машины и может исправляться при помощи руля.

6. Судоводитель должен помнить, что после окончания шторма может возникнуть сильное приливное или отливное течение, направленное в противоположную ветру сторону. Следует также учесть, что нужно ожидать резкого изменения направления ветра, если через район, где находится судно, должен пройти центр урагана.

Рис. 5. Стоянка судна при перемене ветра, когда постановка судна на два якоря выполнена правильно

7. Если, как сказано выше, вспомогательный якорь отдаётся с противоположной стороны, то судно будет находиться в устойчивом положении против ветра. Положение судна и якорей и в этом случае показано на рис. 5.

Способ стоянки на двух якорях называется фертоингом. Еще в Уставе Морском, изданном при Петре I в 1724 г., гово­рилось: «Фертоинг, т. е. на двух якорях стоять».

Постановка судна на два якоря обычно преследует следую­щие цели:

1) предотвратить дрейф судна в свежую погоду, когда дер­жащей силы одного якоря может оказаться недостаточно;

2) не допустить большой циркуляции судна в стеснённом месте.

В первом случае маневр обычно выполняется следующим .об­разом: подходят уменьшенным ходом

к месту якорной стоянки и приводят судно к ветру.

Не доходя до линии ветра 2—3 румба, отдают на малом ходу наветренный якорь и продолжают продвигаться вперед, ували­ваясь под ветер и потравливая якорную цепь.

Вы­травив с предосторожностями без рывков 2—3 смычки якорь-цепи, останавливают судно задержи­ванием якорь-цепи. Как только судно начнет дви­гаться к ветру, отдают второй якорь.

После этого обе якорные цепи выравнивают, потравливая их в соответствии с глубиной и силой ветра. Следует избегать отдачи якорей на близком расстоянии друг от друга так как при штормовой погоде якоря стягиваются, запутываются и теряют держащую силу.

Во втором случае при постановке судна на два / якоря способом «фертоинг» поступают следующим образом:

а) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом заднем ходу, затем потравливают якорь-цепь на двойную длину против требуемой. После этого отдают второй якорь. Далее подбирают половину вытравленной якорь-цепи первого якоря и одновременно вытравливают такое же ко­личество якорь-цепи второго якоря. Если в районе стоянки приливо-отливное течение одного направления сильнее противо­положного, то соответственно этому изменяют длины якорь-це­пей. При стоянке судно, разворачиваясь под действием ветра или течения, описывает циркуляцию, радиус которой немногим превышает длину судна;

б) подходят к якорному месту против ветра или течения и отдают якорь на малом переднем ходу. Потравив двойную дли­ну якорной цепи, задерживают судно и отдают второй якорь. В дальнейшем выравнивают якорные цепи, как указано выше.

Стоянка способом «фертоинг» не дает преимущества в том случае, если ветер примет направление по линии отданных яко­рей, так как тогда нельзя будет рассчитывать на помощь второ­го якоря.

Производится при продолжительном штормовом ветре или сильном течении.

Постановка на два якоря при боковом ветре.

В точке отдачи первого якоря стопорят машину и отдают якорь с наветренного борта. Якорная цепь травится свободно. Руль перекладывают в сторону отданного якоря. Перед отдачей второго якоря дают задний ход. Когда инерция движения будет погашена отдают второй якорь. Далее, дрейфуя под ветер, выравнивают длину якорных цепей.

Постановка на два якоря при встречном ветре.

Постановка производится в два приема. Вначале отдают один якорь. Далее, дрейфуя под ветер выходят на якорную цепь. В положении 2 машине дают передний ход и руль перекладывают в сторону, противоположную отданному якорю и поднимаются на ветер под углом 20-30° по отношению направления на отданный якорь. Отданный якорь приводят на траверз, гасят инерцию и отдают второй якорь. Затем длину якорных цепей выравнивают.

Читайте также:  Значение wbc в анализе крови

Основные рекомендации при съемке судна с якоря сводятся к следующему:

выборку якорной цепи следует начинать на самой малой скорости, чтобы не вызвать перегрузку брашпиля. Когда судно тронется, скорость выборки можно увеличить, но при этом, не разгоняя судно, чтобы якорная цепь не пошла под корпус;

перед положением якорной цепи «панер» скорость выборки должна быть уменьшена до минимальной. Если мощности брашпиля не хватает для выворачивания якоря из грунта, то цепь берется на стопор, машине дается передний ход и якорь выворачивается из грунта движением судна;

при съемке с якоря в сильный ветер рекомендуется для облегчения работы брашпиля осторожно подрабатывать машиной на передний ход;

на стесненных якорных стоянках сначала следует подобрать якорную цепь, оставив в воде ее длину в 1,5 – 2 глубины места якорной стоянки. Затем развернуть судно на якоре в нужном направлении и только тогда выбирать якорь полностью;

не следует выбирать якорную цепь, когда она сильно натянута и идет через форштевень. Необходимо подождать, когда цепь ослабнет и судно повернется носом к якорю;

если судно стоит на двух якорях с перекрещивающимися цепями или при образовании “креста”, первой выбирается нижняя цепь;

при одинаковой длине якорных цепей последним обычно выбирается тот якорь, в сторону которого судно будет разворачиваться при выходе с места якорной стоянки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8250 – | 7217 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обстановка нередко вынуждает капитана яхты, особенно при швартовке в открытой для ветра гавани и в ожидании шторма, вставать на два якоря. Это рекомендуется делать и в случаях, если предполагается длительная стоянка в открытой гавани, независимо от ожидаемой погоды.


Крепление якорного каната вспомогательного якоря.

Второй якорь обычно имеет меньший вес, чем основной становой. Потому рекомендуется брать второй якорь повышенной держащей силы или адмиралтейского типа (дрек). Вспомогательный якорь не только увеличивает держащую силу основного, он может быть использован для удержания кормового швартова на необорудованном причальными тумбами и рымами берегу и для постановки яхты лагом к ветру и течению на шпринг, когда становой отдается с носа, а вспомогательный — с кормы.


Постановка яхты на якоря: а — «гуськом»; б — «на шпринг».

Якоря могут быть отданы двумя способами: гуськом или враздрай. Преимущество первого способа в том, что можно обойтись одним якорным канатом, но прибегают к нему редко, т. к. съемка с якоря в этом случае довольно сложна.

В морской практике наиболее часто используются три варианта отдачи двух якорей способом враздрай: симметричная, однобортная и параллельная

При симметричном способе якоря отдаются таким образом, чтобы угол между якорным канатом и диаметральной плоскостью составлял 15-20° в сторону соответствующего борта. Угол разноса между якорными цепями (или канатами) 30-40° будет обеспечен, если расстояние между точками отдачи якорей будет равно, примерно двум длинам (Lк) корпуса судна. При такой постановке обеспечивается устойчивое положение судна при свежих ветрах любого направления, а при ветре с носа удерживающая сила увеличивается в 1,5-2 раза. При ветре с борта или на течении судно может развернуть на 20-30° от первоначального положения (пока не начнет работать вторая якорная цепь с подветренного борта). Поэтому симметричная отдача якорей (без швартовки судна кормой к стенке) применяется в сравнительно свободных гаванях.


Варианты стоянки на двух якорях при постановке «враздрай»:
а — симметричная; б — однобортная;
в — параллельная отдача якорей (В — ширина судна).

При однобортной отдаче один из якорей выносится навстречу ветру или течению, а другой отдается по линии швартовки. Этот способ хорош при стоянке на течении или при господствующих ветрах постоянного направления.

При параллельной отдаче якорные канаты образуют между собой угол 5-10°. Такая постановка обеспечивает судну устойчивость при воздействии ветра или течения с любого направления при условии, что оно пришвартовано кормой к стенке.

Чтобы на съемке с якорей не зацепить канат второго якоря, места отдачи якорей при однобортном и параллельном способах постановки разносят не только относительно диаметральной плоскости судна, но и по длине каната. Скажем, правая ветвь якорного каната вытравливается короче на 1-2 глубины места якорной стоянки, чем левая. При этом на короткой ветви якорь отдается с того борта, откуда ждут штормовой ветер.

Читайте также:  От чего бывает большой пульс

Как же надо маневрировать яхте под парусами, чтобы встать на два якоря, не прибегая к помощи другого судна или тузика?


Маневрирование яхты при подходе на острых курсовых углах.

При подходе к месту стоянки при отжимном ветре маневр выполняют так же, как и при подходе к причалу. Не доходя до расчетной точки отдачи первого якоря, надо растравить шкоты, отдать с кормы якорь и с растравленными шкотами, не задерживая якорную цепь или канат, подходить под острым углом к причалу. После заводки кормового фалиня и уборки грота под одним стакселем яхта выходит в расчетную точку, где отдается второй якорь с носа судна; стаксель убирается и на кормовом фалине судно подтягивают к причалу, где заводятся кормовые швартовные концы и выбираются втугую оба якорных каната.


Маневрирование яхты при отдаче двух якорей
при прижимном ветре.

При прижимном ветре, подходя к точке 1 (расстояние зависит от силы ветра), надо потравить шкоты, чтобы сдержать ход судна. В расчетной точке отдать с кормы первый якорь и, свободно потравливая якорный канат, стать в левентик с таким расчетом, чтобы нос судна остановился в расчетной точке 2 отдачи второго якоря. Отдав его, убирают паруса, и судно дрейфует кормой к месту швартовки у стенки.


Маневрирование яхты при подходе к месту отдачи якорей
при попутном ветре.

Маневрирование при подходе к месту стоянки с попутными ветрами наиболее сложно и требует четкой работы экипажа. Еще на подходе к расчетной точке 1 надо позаботиться о погашении инерции хода. При слабом ветре можно стянуть шкоты и выходить в точку отдачи первого якоря под всеми парусами. В свежий ветер надо убрать грот и подходить под одним стакселем, а в сильный и вовсе с убранными парусами. Отдав с кормы первый якорь в точке 1, на циркуляции в точке 2 отдают второй якорь. Якорные цепи или канаты надо вытравливать, не задерживая, так как маневрировать на подходе к причалу яхта может и без парусов, имея ход по инерции. После заводки кормовых швартовных концов, обтягиваются якорные канаты и судно считается окончательно ошвартованным. Причем, больше обтягивается канат, расположенный прямо по носу. Канат якоря, вынесенного в сторону от ДП, до усиления ветра не обтягивается, выбирается только его слабина.

Если у капитана нет уверенности в выполнении маневра с ходу, а в гавани относительно свободно, можно пройти точку 1, отдать первый якорь в точке 2 на курсе бейдевинд (для этого подходить надо значительно выше линии швартовки) и в дальнейшем швартоваться так, как указано для этого случая.

Есть еще один способ швартовки судна кормой к берегу с отдачей двух якорей при отжимном ветре. Можно подойти к причалу, убрать грот, завести кормовой фалинь и под стакселем выйти в точку отдачи первого якоря, а затем подтянуть яхту к берегу фалинем и выйти в точку отдачи второго якоря. В сильный ветер яхту можно вывести в точку отдачи под одним рангоутом, а якоря отдать «гуськом».

Отход от места стоянки при прижимном ветре или ветре вдоль берега почти не отличается от стандартного случая съемки с якоря. При готовых к постановке парусах отдаются кормовые швартовы и выбираются обе якорные цепи. Когда наветренной якорной цепи за бортом останется не более двух глубин Н, ее перестают выбирать (подбирают только слабину), а полностью выбирают подветренную цепь, затем выдергивают из грунта и убирают по-походному подветренный якорь. К этому моменту судно почти полностью приводится на наветренный якорь. Убедившись в устойчивом положении судна на оставшемся якоре, можно ставить грот и выбирать вторую якорную цепь до положения панер. В этом положении поднимается стаксель и выносится на ветер. Как только судно увалится на желаемый галс, якорь отрывается от грунта, и судно ложится на курс.

При отжимном ветре сниматься с якоря указанным способом надо с предосторожностями. После подъема первого якоря, приводясь на второй, судно разворачивается по ветру и может вывернуть второй якорь, особенно при сильном ветре. Дальнейшее представить не трудно. Поэтому, не имея достаточно свободной акватории по курсу, лучше сниматься пои отжимном ветре с использованием кормового фалиня. Для этого, не отдавая фалиня, выбирают оба якорных каната, поднимают якоря, затем судно подтягивается к стенке, где ставятся паруса и производится отход обычным способом (можно не подтягиваться к стенке, а отдать фалинь, заведенный серьгой).

Если якорные канаты значительно разнятся между собой по длине, первым выбирается якорь с более коротким канатом, после чего дальнейшая съемка производится так же, как и в описанных выше случаях.

Г. Мариупольский, «Катера и яхты», 1975 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:


Комментарии
  1. Елена Петровна () Только что
    Спасибо Вам огромное! Полностью вылечила гипертонию с помощью NORMIO.
  2. Евгения Каримова () 2 недели назад
    Помогите!!1 Как избавиться от гипертонии? Может какие народные средства есть хорошие или что-нибудь из аптечных приобрести посоветуете???
  3. Дарья () 13 дней назад
    Ну не знаю, как по мне большинство препаратов - полная фигня, пустатая трата денег. Знали бы вы, сколько я уже перепробовала всего.. Нормально помог только NORMIO (кстати, по спец. программе почти бесплатно можно получить). Пила его 4 недели, уже после первой недели приема самочувствие улучшилось. С тех пор прошло уже 4 месяца, давление в норме, о гипертонии и не вспоминаю! Средство иногда снова пью 2-3 дня, просто для профилактики. А узнала про него вообще случайно, из этой статьи..

    P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
  4. Евгения Каримова () 13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на препарат!
    P.S. Я тоже из города ))
  5. Дарья () 13 дней назад
    Евгения Каримова, так там же в статье указана) Продублирую на всякий случай - официальный сайт NORMIO.
  6. Иван 13 дней назад
    Это далеко не новость. Об этом препарате уже все знают. А кто не знает, тех, видимо давление не мучает.
  7. Соня 12 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  8. юлек36 (Тверь) 12 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала получили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  9. Ответ Редакции 11 дней назад
    Соня, здравствуйте. Средство от гипертонии NORMIO действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день оригинальный препарат можно заказать только на специальном сайте. Будьте здоровы!
  10. Соня 11 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  11. александра 10 дней назад
    чтобы капли помогли? да ладно вам, люди, не дошла еще до этого промышленность
  12. Елена (Сыктывкар) 10 дней назад
    Случайно набрела на эту статью. И что я вижу!! Рекламируют наш NORMIO! Ну не в смысле мой, а в том плане, что я мужу его покупала. Он не знает, что я здесь пишу, но все-таки поделюсь. Это ж и моя радость, скорее даже полностью мое счастье! Короче, я вот тоже читала отзывы, смотрела как и что и заказала это средство. А то мой муж уже весь отчаялся, уже много лет было давление 180 на 110! Таблетки разные пил от этого у него с желудком проблемы были, а давление все равно было высокое. Решали чего дальше делать. А тут в общем начал NORMIO пить и теперь ура! Никаких проблем у него, давление в норме, всегда бодр и активен!
  13. Павел Солонченко 10 дней назад
    Подтверждаю, этот препарат действительно помогает! Вылечил свою гипертонию всего за 4 недели! До этого 4 года мучался от постоянного давления, головных болей и т.д. Спасибо большое!
  14. Юлия Л 10 дней назад
    С трудом верится... но столько людей говорит что работает, должно работать. Я завтра начинаю!
  15. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Хочу постараться избавиться от гипертонии побыстрее, а главное как-нибудь попроще и безболезненно, посоветуйте что-нибудь.
  16. Дмитрий (врач Кардиолог) 8 дней назад
    Валерия, лучший вариант - обратиться к врачу! Но если нет времени на поход в поликлинику, подойдет и NORMIO, который уже советовали выше. В последнее время многим его назначаю, результаты очень хорошие! Выздоравливайте.
  17. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Спасибо огромное за ответ, заказала!
  18. Наташа 5 дней назад
    У мужа гипертония, бегаем по врачам вместе. Люблю его, жизнь отдам за него, но никак не могу облегчить его страдания. Ладно, теперь Вы со своей историей появились, для нас появилась надежда. А то уже все перепробовали.
  19. Валера () 5 дней назад
    Совсем недавно хотел снова обратиться к врачам, уже к хирургу решился пойти, кругленькую сумму приготовил, но сейчас мне это не нужно! 2 месяца – и я здоров, прикиньте. Так что, народ, не дурите, никакие таблетки не по-мо-гут! Только это природное средство, других способов я не знаю, да и не хочу знать уже



Adblock detector