Отличия в обмене веществ между нами и обезьянами говорят о том, что наш мозг мог эволюционировать благодаря ослаблению скелетных мышц.
Объём нашего мозга составляет 1 400 кубических сантиметров, что в три раза больше, чем у шимпанзе, нашего ближайшего эволюционного родственника. И энергоёмкость мозга под стать его размерам: если посмотреть, куда уходят наши энергетические ресурс во время отдыха, то окажется, что пятую их часть съедает именно мозг.
Если сравнить с тем же шимпанзе и другими приматами, то у них на мозг тратится в два раза меньше метаболической энергии покоя. И тогда сам собой возникает вопрос – чего стоил нам наш в мозг в эволюционном смысле? Лишней энергии не бывает, и на мозг, очевидно, тратятся ресурсы, которые в противном случае тратились бы на другие органы и ткани.
По одной из гипотез, энергию на мозг дала пищеварительная система. Желудочно-кишечный тракт – это тоже один из крупнейших потребителей энергии, и чем он больше, тем больше энергии тратится на его обслуживание. С другой стороны, размеры и энергетические расходы желудка с кишечником зависят от пищи, которую им обычно приходится переваривать: если эта пища трудноперевариваемая, трудноусваиваемая, то и энергии на её переработку придётся тратить много, и сам кишечник должен быть велик. Поэтому и появилось предположение, что эволюция мозга человека была связана с укорочением желудочно-кишечного тракта, а укоротить его можно было, только сменив рацион питания. Гипотеза эта родилась ещё в 90-е годы XX века, однако антропологи и биологи до сих пор спорят, действительно ли есть связь между размером мозга приматов и размером кишечника.
Но почему бы мозгу не попользоваться другими источниками энергии – например, мышцами? Эту гипотезу попыталась проверить международная группа исследователей, возглавляемая Филиппом Хайтовичем (Philipp Khaitovich) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. Исследователи сравнили расход энергии в разных тканях у людей, шимпанзе, макак резуса и мышей.
Образцы тканей были взяты из префронтальной коры мозга, первичной зрительной коры и коры мозжечка, а также из почек и скелетных мышц. Расход энергии определяли не напрямую, а по характеру метаболизма: авторы работы оценивали метаболом, совокупность молекул, которые служат энергетическим или структурным сырьём для клеток. Среди них были и аминокислоты, и жиры, и витамины, и множество других – всего около 10 000 видов молекул. И вот с их помощью пытались понять, какие метаболические различия есть между тканями, а потом сопоставить эти метаболические различия с генетическими.
Как пишут авторы работы в своей статье в PLOS Biology, между мышами, макаками и шимпанзе различия в метаболизме и в генетике были невелики. Также не слишком отличались друг от друга человеческие почки и мышцы (подчеркнём, что тут сравнивали не структуру ткани, не готовые белки и проч., а состав метаболического сырья, необходимого для постройки макромолекул). С другой стороны, метаболический профиль префронтальной коры мозга человека сильно отличался от того, что удалось найти в коре обезьян. Исследователям удалось оценить скорость метаболических изменений в человеческом мозге: за 6 млн лет, что отделяют нас от шимпанзе, метаболом человеческого мозга эволюционировал в 4 раза быстрее. (При этом, как известно, генетически мы отличаемся от шимпанзе примерно на 2% генома.)
В этом нет ничего удивительного, в конце концов, мозг человека работает активней и разнообразней, чем мозг шимпанзе, и потому мозговой метаболизм у нас должен быть иной. Сюрприз был в другом: метаболическая карта скелетных мышц у нас тоже сильно отличалась от метаболома приматов, и отличия эти были велики настолько, как если бы эволюционные изменения происходили у нас по сравнению с приматами 8 раз быстрее.
Вообще говоря, это можно было бы отнести на счёт смены рациона питания и вообще образа жизни. Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи поставили следующий эксперимент: двенадцать обезьян разделили на две группы, одних рассадили по одному и кормили приготовленной едой, богатой жирами и углеводами (имитация пищи современного человека), других тоже рассаживали поодиночке, но держали на привычном для обезьян корме из грубой растительной пищи. Метаболизм тех и других сравнивали между собой, и вдобавок ещё и с обменом веществ других макак, которые не просто питались, как обычно в природе, но могли свободно общаться и играть со своей семьёй. Однако, несмотря на отличия в образе жизни, разница в метаболических картах у макак составила всего 3%, намного меньше, чем между обезьянами и людьми. А это значит, что отличия в обмене веществ между человеком и прочими приматами нельзя списать только лишь на экологические изменения.
Наконец, исследователи напрямую сравнили мускульную силу шимпанзе, макак и людей, с учётом, разумеется, размеров тела. Ранее такие измерения уже пробовали проводить, однако достоверных сравнений на этот счёт не было. В эксперименте люди и обезьяны должны были тянуть груз, используя мышцы обеих рук и обеих ног (от людей в соревновании участвовали баскетболисты-любители и профессиональные скалолазы). Оказалось, что люди в среднем в два раза слабее приматов. Дальнейшие исследования показали, что мышцы людей и мышцы шимпанзе используют энергию одинаковым образом. То есть, проще говоря, мышцы людей работают так же, как обезьяньи, только слабее. И макака резус, будь она ростом с человека, легко могла бы побить даже профессионального спортсмена.
Исследователи полагают, что увеличение мозга и параллельное ослабление мышц в ходе человеческой эволюции – не просто совпадение: между тем и другим есть взаимосвязь. То есть, чтобы энергетически поддержать увеличившийся мозг, мы отобрали энергию у наших мышц. Однако сама по себе работа исследователей, о которой коротко пишет ScienceNOW, лишь косвенным образом подтверждает эту гипотезу.
В конце концов, биологи пока только просто заметили корреляцию между эволюционными изменениями в метаболизме мозга и такими же изменениями в метаболизме мышц. Вполне возможно, что наш мозг по мере своего развития брал энергию от нескольких источников, не ограничиваясь только лишь пищеварительной системой или только скелетными мышцами.
С другой стороны, относительная слабость человеческой мускулатуры могла возникнуть из-за того, что человек стал использовать свои мышцы иначе, чем обезьяны. А это, в свою очередь, могло быть связано с увеличением мозга – человек смог оптимизировать свои действия и начал использовать свои мышцы с умом, не полагаясь на одну лишь грубую силу. В таком случае всё получается наоборот: растущий мозг позволил мышцам снизить энергозапросы.
– Головной мозг – красные пятна или кислородное голодание или поздно ложишься спать.
– Головной мозг – содержит жизненно важные центры, которые контролируют многие функции организма.
– Самая большая часть мозга, с множеством извилин, число которых возрастает к поверхности.
– Большинство процессов обработки информации происходит в больших полушариях.
– Здесь находятся анализаторы органов чувств (слуховой, зрительный, обонятельный нервы), мозжечок, отвечающий за координацию движений.
ВЛИЯНИЕ ПАРАЗИТОВ НА ГОЛОВНОЙ МОЗГ
– головная боль, сужение поля зрения, ухудшение зрения, повышенное внутричерепное давление, мигрень, потеря сознания, припадки, судороги ослабление зрения и глухоту.
ТОКСОКАР
– Личинки токсокар могут оседать в головном мозге, глазах и других органах и тканях, сохраняя жизнеспособность в течение месяцев и лет, пребывая в «дремлющем» состоянии.
– Часть из них может вновь активизироваться и продолжать миграцию, другая часть инкапсулируется и постепенно разрушается внутри капсулы.
– При токсокарозе находиться многочисленные гранулемы (опухоли) в головном мозге.
– Косвенный признак присутствия паразитов в головном мозге – это истечение гноя из ушей при развитии инсульта (аскариды).
ЦИСТИЦЕРКОЗ
– Цистицеркоз (Cysticercus ceiiuiosus) – личиночная форма ленточного паразита, цепня свиного.
– Личинки проникают через стенку кишки в кровь и мигрируют по сосудам в органы и ткани.
– Особенно опасно попадание личинок в головной мозг и глаза.
– В головном мозге – нарушения нервных импульсов, поражение черепно-мозговых нервов, повышение внутри черепного давления; в ткани глаза – слепота.
ТОКСОПЛАЗМЫ
– Токсоплазмы проникают в клетки нервов, головной мозг, сосудов, сетчатки глаз, разрушают клетки, ткани и органы.
– Скопление паразитов образуют опухоли, не имеющих собственной оболочки – псевдоцисту, которые определяются на УЗИ.
– Нарушение функций головного мозга зависят от локализации опухоли, в связи с чем пациент долгое время может не догадываться об их присутствии.
ГЛИСТЫ
– Глисты (яйца, цисты, мирацидии, радии, личинки) выделяют очень сильные яды, от которых страдает мозг.
– Интоксикация от выделяемых продуктов обмена и гибели паразитозов вызывают психические и неврологические отклонения.
ВЛИЯНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ НА ГОЛОВНОЙ МОЗГ
– Чем больше шум в голове, тем больше недостаток Микроэлементов, а значит, тем больше мы подвержены стрессу.
– В коре головного мозга накапливаются Cu, Co, Cr, Mn, Mo, Zn.
– Многие врачи считают, что некоторые типы шизофрении – это результат недостатка в пище Цинка, Марганца, Витамина В6, Магния.
– Дисбаланс Сu, Mn, Zn проявляется в виде дисбаланса нейромедиаторов, повышенной возбудимости ЦНС, у хорошо успевающих студентов в волосах содержится больше цинка, чем у студентов отстающих.
СЕЛЕН
– Селен – дефицитное состояние характерно для пациентов с диагнозом – астения и психастения,
– Медь участвует в антиоксидантной защите клеток (защита от свободных радикалов).
– Медь оказывает выраженное противовоспалительное действие – смягчение проявлений неврита седалищного нерва, миалгии.
– Медь — поражение центральной нервной системы.
– Медь участвует в передаче нервного импульса.
– Приступы головной боли перед грозой, стрессы, всегда вызваны недостатком микроэлементов в крови.
– Недостаток Меди приводит к психомоторной заторможенности, депрессиям.
– Йод — необходим для нормального развития и функционирования головного мозга.
– С недостатком йода связано снижение интеллектуальных способностей.
– Дефицит йода у беременной вызывает врождённой дефицит Йода у младенца, что повлияет на функции головного мозга — задержка нервно-психического и умственного развития, плохая успеваемость в школе; заторможенные реакции, замедление метаболизма, снижение температуры тела, снижение умственных и физических возможностей.
– С недостаточным содержанием Йода у плода связывают наличие спастических параличей; йодного кретинизма.
– Цинк является одной из субстанций, недостаток которой может быть причиной возникновения эпилепсии.
МАРГАНЕЦ
– Уровень содержания марганца влияет на состояние центральной нервной системы.
– Дефицит Марганца у ребёнка вызывает задержку психоречевого развития.
– Функцией Марганца является антиоксидантная защита клетки от вредных воздействий перекисных радикалов.
– Недостаточное содержание Марганца в организме наблюдается в организме пациентов с параличами, судорогами, и двигательными нарушениями, головокружениями, к невротическими реакциями и психическими нарушениями, ДЦП.
МОЛИБДЕН
– Молибден участвует в метаболизме незаменимых серосодержащих аминокислот — цистеина, метионина.
Недостаточное содержание Хрома в организме вызывает патологические состояния:
– общая слабость, утомляемость
– проявления дисфункции вегетативной нервной системы
– дегенеративные изменения в спинном мозге
– недостаток Хрома вызывает нейропатии и нарушение высшей нервной деятельности.
ПОРАЖЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИМИ МЕТАЛЛАМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
СВИНЕЦ
– Свинец – токсичен для мозга и ЦНС, обладает кумулятивностью, приводит к нарушению функций мозга.
МЫШЬЯК
– При избытке мышьяка развивается депрессия, расстройства памяти и речи, невриты (преимущественно лучевого и малоберцового нервов);
– Избыток Мышьяка может приводить к развитию слабоумия (деменции), болезни Альцгеймера, инсульта мозга. Заболевания ЦНС – миелополиневриты, болевой синдром, нарушением чувствительности.
АЛЮМИНИЙ
– АлюминийЙ – клинические симптомы и патологические состояния при избытке алюминия:
– апатия,
– потеря памяти,
– дезориентировка в пространстве,
– деменция.
Согласитесь, что хорошее знание любого устройства позволяет нам в нужный момент разобраться и понять, что с ним не так, что надо исправить и устранить. И наоборот, когда мы не знаем, как это работает, мы будем получать повторяющиеся негативные результаты. Точно так же и с нашим мозгом – зная его системы, характерные особенности и распределение их ответственности, мы будем лучше понимать себя, природу и сущность своего поведения. Эти знания дают нам более глубокий уровень понимания, эффективный контроль над нашим поведением, и соответственно, возможность получать нужные нам результаты.
Представление о том, как функционирует мозг человека, дает нам знания о том, где он может быть нашим союзником, а где, как ни странно, может тормозить наше движение. Разобравшись со взаимодействием его систем в контексте нашей темы, изучив навыки мозга, мы получим ключ к пониманию того, почему многие люди не могут достичь своей мечты, и как можно избежать напрасных усилий при ее достижении. Лично для меня сведения о трех системах нашего мозга внесли полную ясность в понимание того, как работает коучинг и почему мы именно так, а не иначе себя ведем. Заглянем внутрь своего мозга и посмотрим, как поживает эта «коммунальная квартира».
Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает ретикулярный (рептильный) мозг, эмоциональный (лимбический) мозг и визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).триединый мозг
1. Рептильный мозг (R-комплекс) – мозг млекопитающих. Существует 100 млн. лет, он – самый древний. Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства. Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей. Говоря на современном языке, – «победитель получает все», «у кого сила, тот и прав», «победителей не судят». Не даром убийцу мы обычно называем «хладнокровным», а философ Николо Макиавелли провозглашал принцип «растить в себе зверя». Так же меня почему-то не покидает мысль, о том, что рептильный мозг ярко проявляет себя в поведении наших политиков, да и “власть имущих” вообще.
Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма. Следовательно, он всегда воспринимает окружающий мир негативно, как полный угроз и подвохов. рептилии1 150×150 Три мозговые системы Рептильный мозг видит мир совсем по-другому. В нем живут следы наших первобытных «рептильных» страхов, которые дети проявляют, казалось бы безо всяких оснований, едва научившись разговаривать. Может, не случайно, звук «п-с-с-с!», который обычно мы издаем, призывая к тишине или чтобы привлечь внимание, напоминает шипение наших предков-рептилий? Так же наш R-комплекс действует в наших снах, и мы все еще слышим топот динозавров. Его нельзя обойти или игнорировать, но эволюция позаботилась о том, чтобы притормаживать излишнюю активность рептильного мозга, создав в височных долях тормозящие центры. Днем активность R-комплекса подавляется неокортексом, но в состоянии сна он может снова активизироваться, и тогда мы переживаем первобытные страхи – мы боимся упасть или падаем, убегаем от преследования, испытываем сексуальные переживания.
Функция рептильного мозга, безусловно, полезна для выживания в случае реальных опасностей. Но, если состояние выживания становиться сущностью всей жизни, вы попадете в его плен. Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы. Помните: под воздействием такого программирования вас пытаются «запереть» в рептильном мозгу, чтобы затем легко контролировать. Все, что им нужно от нас – это наш страх.
Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело. В доисторические времена он хорошо охранял наше тело, но теперь часто тормозит наши трансформационные процессы, пока не убедится, что организму ничего не угрожает. Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.
2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг». Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших». Кстати, может, именно потому мы так любим своих домашних питомцев? Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.
Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня. Сотрудничая с рептильным мозгом, он переносит уроки прошлого на момент «сейчас» и не думает о будущем. Другими словами, он связывает все воспоминания так, как если бы события происходили в настоящем времени, и тогда вы переживаете чувства и эмоции из прошлого опыта.
«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс. Запомните это понятие – “зона комфорта”, оно крайне важно для понимания нашего поведения, когда мы решаемся на перемены.
Можно сказать, что это наш «заботливый родитель» и «оберегающий родитель». Ему нравятся знакомые вам вещи: «мамина еда», все, что радовало вас с самого детства, привычное окружение, поведение и обстановка. Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.
Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.
Его черты:
– живет настоящим временем;
– аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
– ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
– не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
– ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.
Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Когда кто-то задевает наши чувства, он выделяет адреналин, стимулирует приток крови к большим мышцам, мгновенно концентрирует наши мысли для защиты от угрозы.
Важно знать, что до того, как в вас начнут происходить какие-либо трансформационные процессы, эмоциональный мозг должен понять, что вся группа, семья или клан будут в безопасности. Его мышление устроено так, что он всегда будет искать проявления сходства. Например, при общении с новыми людьми он почувствует безопасность «зоны комфорта», когда убедится, что новый человек похож на вас. Это исполнение его функции «свой-чужой». Убедить его в этом – задача вашего разума.
«Все, что вы хотите, находится сразу за зоной вашего комфорта», – говорит Роберт Аллен, соавтор книги «Миллионер за минуту».
Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека. Ваш эмоциональный мозг может отвергать все ваши усилия, допустим, когда вы худеете. Вместо того чтобы правильно питаться, вы ловите себя на том, что неосознанно тянетесь к пище. Эмоциональный мозг тому заслугой – он сконцентрирован на моменте «сейчас» и чутко следит за вашими желаниями в данный момент, и немедленно реализует все ваши привычки. Кто худел, тот знает: стоит потерять контроль, и тут же лишние калории у вас оказываются во рту.
Как же преодолеть «чуткую заботу» и привычки наших самых древних мозговых структур и добиться того, чего вы сознательно хотите? Вам необходимо узнать, как использовать силы визуального мозга.
3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).
Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ. Имеет 16 трлн. соединительных нейронов, и занимает большую часть черепной коробки. Человеческий мозг содержит около 10 в 13 степени синапсов. Синапс – это место контакта, щель между нейронами (подробнее чуть позже). Таким образом, число различных состояний, в которых он может находиться, представляет собой число 2, помноженное само на себя десять триллионов раз. Это невообразимо большое число, намного превышающее число всех электронов и протонов во Вселенной, которое меньше чем число 2, возведенное всего в степень 10 в кубе. Если попытаться записать число возможных комбинаций (вариантов связей) между его нейронами, то нули придется записывать 75 лет! Это дает невероятную гибкость мышления, колоссальные возможности видения будущего, жажду знаний.
С его помощью вы можете представить все, что захотите!
Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).
Этот мозг может определить:
– какие действия вам нужно предпринять,
– поставить цели и составить план,
– обсуждать ваши цели и мечты,
– вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
– с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.
Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.
Поль Мак-Лин, автор модели структуры и эволюции мозга, которую он назвал “триединым мозгом”, говорил: “Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))