Ритм галопа – трёхчленный сердечный ритм, возникновение которого
обусловлено усилением не слышимых в норме физиологических тонов над
сердцем и отходящими от него сосудами. Таким образом, в течение каждо-
го сердечного цикла, кроме обычных двух тонов, выслушивается дополни-
тельный тон – экстратон, причём это самостоятельный тон, а не расщеп-
ление или раздвоение 1 или 2 тонов. Термин " ритм галопа " ( bruit de
galop ) впервые применил Ж. Буйо в 1847 году.
При аускультации определяются три отдельных тона, которые ухом
воспринимаются как одинаковые по интенсивности и продолжительности
звука через одинаковые промежутки времени. Своё название этот ритм по-
лучил в связи с тем, что напоминает звук, возникающий при ударе о мос-
товую копыт лошади, скачущей галопом. Сердечный ритм галопа проявляет-
ся наиболее отчётливо при определённой частоте сердечных сокращений в
пределах 95-120 в минуту.
Ритм галопа подразделяют на предсердный ( пресистолический ), же–
лудочковый (протодиастолический) и совмещённый. В 1903 году В.П. Об-
разцов писал, что это " крик миокарда о помощи ". Нельзя не согласить-
ся с высказыванием В.Х. Василенко (1975): " Нетрудно представить опас-
ное положение больного, если врач не умеет услышать этот крик ".
Считают, что при потере или значительном снижении тонуса сердеч-
ной мышцы возникает аномальная вибрация стенки желудочка и предсерд-
но-желудочкового клапана во время его быстрого наполнения кровью. Ритм
галопа является показателем органического поражения мышцы сердца и оп-
ределяется при тяжёлых воспалительных процессах (миокардитах), при
инфаркте миокарда, кардиосклерозе, пороках сердца, гипертонической бо-
лезни. Ритм лучше выслушивается на верхушке сердца и в 5 точке в поло-
жении на левом боку и во время выдоха. Иногда его можно определить
пальпаторно. Наиболее неблагоприятным является возникновение протоди-
астолического ритма галопа. Если лечение, направленное на ликвидацию
сердечно-сосудистой недостаточности, является эффективным, то ритм га-
лопа может исчезнуть.
Эмбриокардия– это ритм, характеризующийся одинаковыми по продол-
жительности систолической (между 1 и 2 тоном) и диастолической
(между 2 и 1 тоном) паузами между одинаковыми по силе тонами сердца
при учащении сердечного ритма. Этот ритм напоминает внутриутробный
ритм сердца плода. У взрослых эмбриокардия имеет место при тяжёлых
острых инфекционных заболеваниях. Впервые это аускультативное явление
было описано Стоксом в 19 веке как грозный признак тяжёлой недостаточ-
ности кровообращения. Эта разновидность ритма отмечается при пароксиз-
мальной тахикардии, остром инфаркте миокарда, диффузном миокардите,
высокой температуре, выраженной недостаточности кровообращения.
Маятникообразный ритм – это уравнение по продолжительности малой
и большой паузы, уравнение силы 1 и 2 тонов, но при замедленной или
нормальной частоте сердечных сокращений.
Ритм перепела (bruit de rappel) – трёхчленный ритм, который
включает хлопающий 1 тон, 2 тон и идущий через интервал щелчок откры-
тия митрального клапана. Типичен для стеноза левого атриовентрикуляр-
ного отверстия. Одновременно выслушивается диастолический шум, а паль-
паторно – " кошачье мурлыкание ".
Каниклокардия – кроличий ритм, который описал Мюллер в 1911 году.
Данное аускультативное явление имеет большое сходство с ритмом сердца
кролика, у которого всегда выслушивается лишь систолический тон при
большой частоте сердечных сокращений. Выявляется у больных пневмонией,
дифтерией, перитонитом, а также при большой кровопотере, коме, терми-
нальных состояниях, протекающих с резким падением артериального давле-
ния. Кроличий ритм возникает в результате резкого снижения сосудистого
тонуса, системного давления и массы циркулирующей крови, при этом ис-
чезает диастолический тон.
АЛГОРИТМ РАСПОЗНАВАНИЯ ТОНОВ
Аускультативная оценка регулярности сердечного ритма
(Ритм правильный, неправильный)
Подсчёт частоты сердечных сокращений
(Норма, тахикардия, брадикардия, тахиаритмия, брадиаритмия)
Идентификация основных тонов (1 и 2 тоны) на основании
громкости, высоты, продолжительности, их соотношения
с верхушечным толчком и пульсом на сонных артериях
( Их усиление, ослабление, приглушение)
Определение наличия дополнительных тонов
Оценка 1 тона (верхушка сердца) – Расщепление, раздвоение
Обычной громкости и высоты (фиксированное,
Усиленный (хлопающий, пушечный) нефиксированное)
Оценка 2 тона (основание сердца) – Расщепление, раздвоение
Акцент на аорте (фиксированное,
Акцент на лёгочной артерии нефиксированное)
Ослабление на аорте, лёгочной артерии
Идентификация дополнительных тонов
1. В диастоле: 3 тон (физиологический, патологический)
4 тон (физиологический, патологический)
Щелчок открытия митрального клапана
Щелчок открытия трёхстворчатого клапана
2. В систоле: Тон растяжения аорты (первая половина систолы)
Тон растяжения лёгочной артерии
Поздний систолический щелчок (2 половина систолы)
Идентификация патологических ритмов
Трёхчленные: Ритм галопа (протодиастолический, пресистолический,
Оценка связи тонов с шумами (при их наличии)
Тон (тоны) сливаются с шумом
Отделены от шума
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8736 – | 7143 – или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, медицинский факультет (КБГУ)
Уровень образования – Специалист
ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии
Физикальный осмотр, частью которого является аускультация (выслушивание сердцебиения) был и остается важной частью диагностики. Когда сердце здорово, его обе части работают в синхроне, а его звук биения — четкий и чистый. Некоторые патологии вызывают изменение здоровых тонов сердца за счет расщепления звуков. Трехчленные мелодии сердца имеют названия — ритм перепела и галопа.
Как формируется ритм перепела
При стенозе митрального клапана во время аускультации ритм перепела слушать необходимо у верхней части сердца. Клапан, отделяющий левое предсердие от желудочка, представляет собой двустворчатую перегородку. Это две пластинки соединительной ткани, задача которых предотвратить обратный заброс крови в предсердие из желудочка. Обычно во время диастолы створки открываются и плотно прижимаются к мышечным стенкам, свободно пропуская поток крови. Во время сокращения створки плотно смыкаются, предотвращая обратный ток крови.
Одной из патологий левосторонней клапанной структуры является стеноз. Здоровый митральный клапан перекрывает отверстие площадью от 4 до 6 кв. см. Сужение просвета между предсердием и желудочком до 2 и менее сантиметров происходит, когда по причине воспалительных или иных патологических процессов ткань створок сращивается с краями атриовентрикулярного отверстия, на ней образуются спайки и рубцы.
Створки становятся ригидными (неэластичными), поэтому звук их закрытия хорошо прослушивается. Ритм перепела — это хлопающий, громко звучащий I тон сердца и расщепленный II. Тройная мелодия напоминает крик птицы.
При митральном стенозе ритм перепела обусловлен усилением I тона. Оно происходит, потому что левый желудочек наполняется не полностью. Кардиомиоциты реагируют повышением напряжения (для проталкивания недостаточного количества крови им приходится больше сокращаться), что и вызывает усиление звука. Далее следует обычный II тон, акцентирванный смыканием створок другого клапана — легочного.
Сразу следом образуется дополнительный звук, создаваемый митральным клапаном, — при его открытии. Он сливается с III нормальным тоном и усиляет предыдущий, формируя феномен расщепления II тона. Ритм перепела при митральном стенозе — это один из первых «доэлектрокардиографических» симптомов болезни.
Как и при каких патологиях образуется ритм галопа (РГ)
У здорового сердца отчетливо слышны два чистых тона — I и II. У астеников иногда добавляются еще два физиологических — III и IV. Тяжелые поражения миокарда, сопровождающиеся учащенным сердцебиением, рождают аускультативный феномен — диастолический ритм галопа.
Эти последовательные звуки, напоминающие лошадиный аллюр, образуют I и II тоны, к которым присоединяется третий. Он представляет собой третий или четвертый тон сердца (или их слияние), которые в данном случае рассматриваются как патологические. Данный тон при разнообразных заболеваниях появляется в начале, середине или конце диастолы (расслабление мыщцы сердца).
3 типа ритма галопа:
- РГ протодиастолический возникает сразу за II тоном. Его вызывает понижение тонуса сердечной мышцы. Звук образуется из-за быстрого растяжения стенок желудочка во время наполнение. Это III физиологический тон. Выслушивается, когда мышечная ткань левого желудочка сильно расслаблена и растянута.
- Пресистолический (перед систолой) образуется вибрацией стенок желудочков. К ним присоединяется физиологический IV тон — звук сокращения предсердий.
- Мезодиастолический ритм галопа — это когда на фоне тахикардии в середине диастолы в качестве дополнительного сливаются патологические III и IV тоны.
Диастолический ритм галопа появляется при инфарктах миокарда, кардиомиопатиях и сердечной недостаточности, сопровождающей гипертоническую болезнь и нефриты. Для точной диагностики ритма перепела и галопа используется методика фонокардиографии.
ЛД/WVWWWMWWWWWWWWVW Протодиастолический ритм галопа (I 1,2) при блокаде правой ножки пучка His’а (наблюдение Фогельсона и Рожковой). предполагать, что добавочный тон вызывается сокращением предсердий (предсисто-лический тип); при блокаде же одной из ветвей пучка Гиса каждый желудочек дает отдельный тон, так как сокращение того из желудочков, ветвь которого блокирована, происходит с известным запозданием (протодиастолический тип). Лит.: Образцов В. П., К физическому исследованию желудочно-кишечного канала и сердца, Киев, 1915;Фогельсон Л. И. и Рожкова Т. М., К вопросу генеза ритма галопа, «Медико-биологич. журнал», 1927, вып. 6; Potain P., Du rythme car-diaque appele bruit de galop, de son meeanisme et de sa valeur semiologique, Bulletins et memoires des hOpitaux de Paris, t. XII, 1876; e г о ж е, Les bruits de galop, Semaine medicale, 1900; L a u b г у Ch. et P e z z i C.,Lessyndromescardiaques,Paris, 1926; Q u-bergritz M., Zur Frage von der Entstehung des Herzgalopps, Deutsches Arcniv fur klinisehe Medizin, Band CXVI, 1914.
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))