Признаки ммд у детей

Признаки ммд у детей

  • 26-07-2019
  • 0 Просмотров
  • 0 комментариев
  • 0 Рейтинг

Минимальная мозговая дисфункция – заболевание психоэмоциональной и поведенческой сфер. Эта патология возникает из-за нарушений в головном мозге ребенка, которые появились во время родов или беременности, а также вследствие неправильного воспитания. Заболевание характеризуется ухудшением внимания, поведения, памяти и двигательной активности. Коррекция болезни осуществляется при помощи препаратов, психотерапии, работы психологов, педагогов и логопедов.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД , МЦД) – комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, который возникает по причине недостаточности ЦНС (центральной нервной системы ). Этот недуг появляется у детей и характеризуется расстройствами поведения и эмоций, а также вегетативных функций. Причинами возникновения этого заболевания считаются поражение участков коры головного мозга и аномалии центральной нервной системы. Факторами развития этого недуга являются острые вирусные болезни и обострения различных соматических патологий матери, которые сопровождаются длительной интоксикацией организма.

К причинам возникновения относятся плохое питание, нарушения обменных процессов. Патологии беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, недоношенность плода также влияют на развитие ММД. Спровоцировать это заболевание могут стремительные роды, нейроинфекции. В возрасте 3-6 лет ММД может быть следствием воспитания в неблагополучной семье.

Первые симптомы этого синдрома у детей могут развиваться после родов, в дошкольном и школьном возрасте. Для каждой категории существуют свои специфические клинические проявления. Признаки ММД в первый год жизни ребенка характеризуются неврологическими симптомами. При заболевании нарушения происходят в следующих сферах:

  • внимание;
  • речь;
  • память;
  • двигательная сфера;
  • поведение;
  • эмоции;
  • ориентировка в пространстве.

У новорожденных отмечается нарушение тонуса скелетных мышц – тремор и гиперкинезия (внезапно возникающие непроизвольные движения в одной или группе мышц). Симптомы проявляются спонтанным образом. Они не связаны с эмоциональным фоном ребенка, в некоторых случаях усиливаются при плаче. Отмечаются нарушения сна и аппетита. У детей возникают патологии зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев появляются нарушения манипуляции с предметами. Развиваются патологии функций черепно-мозговых нервов и повышение внутричерепного давления.

По причине чрезмерной возбудимости стенок желудочно-кишечного тракта отмечается чередование диареи и запоров. Обнаруживаются частые срыгивания и рвота. В возрасте 1-3 лет ММД характеризуется высокой активностью и возбудимостью. Отмечаются резкое снижение и потеря аппетита, а также нарушение сна, которое характеризуется долгим засыпанием, беспокойным поведением и ранним пробуждением.

У таких детей наблюдаются медленная прибавка в весе, запоздалое развитие речи, нарушение чтения и энурез. В возрасте 3 лет пациенты отличаются неуклюжестью, высокой утомляемостью, импульсивностью и негативизмом. Такие дети могут долго находиться в неподвижном состоянии и концентрироваться на каком-то задании или игре. Они легко отвлекаются и совершают большое количество бесполезных и хаотичных движений. Дети с трудом переносят яркий свет, сильный шум, духоту в помещениях и жаркую погоду. Их укачивает в транспорте, быстро возникает тошнота с рвотой. У детей отмечаются проблемы в школе из-за их поведения.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции отмечается у пациентов при их первом попадании в коллектив (4-6 лет ). У таких детей наблюдаются высокая возбудимость, повышенная двигательная активность или заторможенность. У них рассеянное внимание и нарушения памяти. Они с трудом осваивают школьную или детсадовскую программу. Дети не могут полностью сформировать навыки письма, чтения. Отмечаются нарушения счета (акалькулия). Ребенок акцентирует внимание на своих неудачах, развиваются заниженная самооценка и неуверенность в себе. Дети растут эгоистами и склонны к уединению. Отмечается предрасположенность к конфликтам. Дети часто отказываются от обещаний, которые дают. В коллективе ребенок стремится занять позицию лидера или полностью отстраниться от других. В результате этого могут появиться нарушения социальной адаптации, психические отклонения и ВСД (вегетососудистая дистония).

У больных детей отмечается лабильность (перепады) настроения, вспышки агрессии и гнева. В большинстве случаев они путают «право» и «лево», пишут буквы зеркально. Отмечаются сложности механического запоминания.

У детей наблюдаются нарушения мелкой моторики и артикуляции. Они плохо воспринимают чужую речь и не усваивают информацию на слух. У грудничков отмечаются повышенная капризность, заболевания желудочно-кишечного тракта и судороги. Следствием минимальной мозговой дисфункции у детей школьного возраста является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Последствиями ММД у взрослых людей является раздражительность, резкая смена настроения, импульсивность в поведении. Отмечаются трудности в усвоении навыков. Пациенты жалуются на неловкость движений.

Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы. Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.

На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина "минимальная мозговая дисфункция" не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения. Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство, которое имеет название "Гиперкинетические расстройства поведения". Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?

Что же это за диагноз?

Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.

Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).

Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте. Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.

Синонимами термина "Минимальная Мозговая Дисфункция" является:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Гиперактивность.
  3. Синдром дезадаптации к школе.

Как определить ММД?

Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза. Дети, страдающие ММД, очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость. У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.

Читайте также:  Признаки гипертонии 2 степени

Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:

  • Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
  • Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
  • При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
  • Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
  • Неспособен долго слушать других.
  • Не может находиться в ожидании чего-либо.
  • Постоянно разговаривает.
  • Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
  • Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
  • При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
  • Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
  • Не может продолжительное время заниматься одним делом.
  • Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:

  • У человека наблюдается "неловкость". По-другому нарушение моторной функции.
  • Человек неспособен научится чему-то новому.
  • Не может сидеть на одном месте без движения.
  • Быстрая смена настроения без причины.
  • Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
  • Имеет дефицит произвольного внимания

При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза "Минимальной мозговой дисфункции".

Причины

Если у ребенка было выявлено ММД, то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.

На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:

  • Беременность протекала тяжело (особенно это касается первого триместра).
  • Сильное проявление токсикоза (первая половина беременности).
  • Перенесенные заболевания во время беременности (грипп, простуда и пр.).
  • Имеющаяся угроза выкидыша во время беременности.
  • Рождение недоношенного или переношенного малыша.
  • Затяжные роды.
  • Обвитие пуповины вокруг шеи и ее сдавливание, вследствие чего происходит нехватка кислорода (гипоксия).
  • Во время родов произошло повреждение шейного отдела позвоночника.
  • Перенесенные сильные психические травмы и стрессы матерью во время беременности.
  • Организм беременной женщины перенес химическое воздействие веществ, радиации.
  • До годовалого возраста ребенок получил травму или переболел инфекционным заболеванием, которое сопровождалось осложнениями разного характера.
  • До года ребенок перенёс операцию.
  • Если у матери и ребенка разный резус-фактор (отрицательный и положительный).
  • Плохое питание и плохая экологическая обстановка также могут стать причиной ММД.

Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

Диагностика

Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и "Лурия-90"также часто используется система Гордона.

Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

Как лечить ММД?

Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:

  • Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
  • Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
  • Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
  • Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
  • Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.

Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:

  • Подъем и отбой должны быть строго определенное время (четкий режим дня).
  • Обязательное наличие дневного сна.
  • Желательно о предстоящих переменах предупреждать заранее (поход в гости, поездка на дачу и пр.).
  • Прием частых гостей в доме, но с условием, что распорядок дня ребенка с диагнозом ММД не будет нарушен.
  • Желательно общение со спокойными детьми и немного старше.
  • В воспитании ребенка с диагнозом ММД должны принимать активное участие оба родителя в равной степени. Не допускать ссор и выяснения отношений между собой.
  • Ограничить пребывание у телевизора и компьютера, обеспечить занятиями физкультурой и плаванием.
  • Развивать мелкую моторику.

В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:

  • Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
  • Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
  • Препараты, которые улучшают кровообращение.
  • Витамины группы В и поливитамины.

Все лекарства давать только по назначению врача. Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.

Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.

Все материалы публикуются под авторством, либо редакцией профессиональных медиков ( об авторах ), но не являются предписанием к лечению. Обращайтесь к специалистам!

При использовании материалов ссылка или указание названия источника обязательны.

Автор: А. Олеся Валерьевна, к.м.н., практикующий врач, преподаватель медицинского ВУЗа

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это одна из частых разновидностей нервно-психических расстройств детского возраста. Показатель распространенности ее варьирует от 5% до 20% у школьников и малышей дошкольного возраста. Многие исследователи рассматривают минимальную мозговую дисфункцию в качестве следствия очаговых повреждений церебральной ткани, что приводит к расстройству и возрастной несбалансированности психических процессов.

При минимальной дисфункции мозга запаздывает созревание регуляторных систем организма, которые должны обеспечивать сложнейшие интегративные процессы — речь, запоминание, внимание и др. Интеллект у детей с этим нарушением развит по возрасту, однако сложности проявляются в ходе обучения и приспособления к общественной жизни, коллективу.

Читайте также:  Увеличились вены на руках

Локальное поражение, недостаточное развитие либо дискоординация деятельности каких-либо участков коры головного мозга вызывают расстройства двигательной сферы, речи, трудности в освоении письма, чтении, счете. Одним из самых частых симптомов ММД многие специалисты считают так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ – наиболее частый диагноз, сопутствующий ММД

Термин мозговой дисфункции был предложен в середине прошлого столетия. Его стали применять для обозначения разнородных по причине и механизму развития расстройств в поведенческой сфере, обучении, которые не сопровождались сниженным интеллектом. Нейропсихологические тесты помогли установить наличие очаговых изменений в мозге детей с патологией речевого развития, поведения и обучения. Кроме того, специалисты выяснили, что в появлении патологии определенную роль играет наследственная предрасположенность.

Причины развития ММД

Точная причина синдрома минимальной мозговой дисфункции не выяснена, однако специалисты считают, что расстройство возникает из-за появления ограниченных очагов повреждения мозговой коры либо пороков формирования центральной нервной системы на фоне разнообразных неблагоприятных влияний. В возрасте 3-6 лет расстройство могут вызвать недостаток педагогического участия и адекватной социализации.

Выделяют несколько видов причинных факторов в зависимости от того, в какой момент жизни ребенка они подействовали:

  • Антенатальные — реализуются со стороны матери или окружающей среды во время беременности и включают вирусные инфекции, обострение хронических заболеваний, продолжительную интоксикацию, погрешности в питании, обменные расстройства (сахарный диабет), гестозы, угрозы выкидыша, недоношенность, а также неблагоприятную экологическую ситуацию, радиацию, злоупотребление лекарствами, алкоголем, курение;
  • Интранатальные — действуют на не созревший младенческий мозг при родах — слабость родовых сил, быстрые роды, медикаментозная стимуляция родов, оперативное родоразрешение, гипоксия на фоне обвития пуповины вокруг шеи плода, применение вакуум-экстракторов либо щипцов, вес плода свыше 4-х килограммов;
  • Постнатальные — травмы головного мозга, нейроинфекции, недостаток воспитания, социализации, педагогического участия.

Каковы признаки ММД?

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут стать заметными как сразу после рождения ребенка, так и позже. Особенно яркими они становятся в критические моменты — когда малыш начинает посещать сад и учится контактировать со сверстниками, в период начала занятий в школе. Для детей разного возраста характерно преобладание тех или иных проявлений.

У малышей 1-го года наблюдается так называемая малая неврологическая симптоматика, у дошколят становятся заметными поведенческие сдвиги, сложности в учебе, школьники демонстрируют выраженные психоэмоциональные нарушения, социальную дезадаптацию.

У маленьких детей минимальная мозговая дисфункция проявляется синдромом повышенной возбудимости, признаки которого родители замечают в первые несколько месяцев жизни малыша, но в пятой части случаев их проявление происходит в полгода и позднее.

Дети с гипервозбудимостью беспокойны, часто и без причины кричат, даже при условии хорошего ухода и питания. Двигательная активность чрезмерна, характерны вегетативные проявления в виде красноты или сильной бледности кожи, синюшности пальчиков, кончика носа, губ, усиленного потоотделения, слишком частого пульса. Нередко заметно дрожание подбородка, мышечный гипертонус, когда ребенок кричит.

Характерными признаками гипервозбудимости на 1-ом году жизни считаются проблемы со сном, когда ребенок долго не может уснуть, пробуждается, вздрагивает, трудности с кормлением и пищеварением. Гипервозбудимые дети часто срыгивают, возможна даже рвота. Усиление активности кишечника провоцирует диарею, которую могут сменять запоры.

У детей от года до 3-х лет минимальная мозговая дисфункция проявляется:

  1. Высокой нервной возбудимостью;
  2. Двигательным беспокойством;
  3. Расстройством сна, аппетита;
  4. Недостаточным набором веса;
  5. Запаздыванием в психо-речевом развитии;
  6. Неловкостью движений.

Трехлетки с ММД быстро устают, отвлекаются от занятий, вспыльчивы, рассеянны и упрямы. Они склонны к перепадам настроения, плаксивости, чрезмерной двигательной активности. При сохраненном интеллекте, дети часто не справляются с обычными бытовыми навыками, не могут сами одеваться, страдают от энуреза, и т. д.

Малыши с мозговой дисфункцией не могут долго сидеть на месте, они постоянно двигаются, им сложно сконцентрироваться на каком-то одном занятии, они отвлекаются и плохо усваивают материал при попытке обучения. Такие дети совершают осознанные движения, но часто последние абсолютно бесполезны и непоследовательны.

Начало посещений дошкольных учреждений и школы провоцирует обострение признаков мозговой дисфункции, поскольку головной мозг ребенка не может подстроиться под новые условия и требования, которые нужно будет выполнять, и страдает от чрезмерных для него психоэмоциональных и физических нагрузок.

После трех лет среди симптомов преобладают поведенческие нарушения: дети упрямы, не слушаются, рассеянны, склонны к неврозам. Кроме того, отмечается отставание в психическом и речевом становлении, проявляются расстройства произношения звуков и слов, словарный запас не расширяется, обучение затруднительно. Эти симптомы нарастают на фоне избыточной возбудимости.

Начало школьного периода демонстрирует проблемы в виде дезадаптации, которая связана с ММД:

  • Страдает освоение чтения и письма;
  • Нарушается поведение;
  • Развивается вегетативная дисфункция.

Школьники с ММД испытывают неуверенность в своих силах, страдают сниженной самооценкой, неадекватно остро переживают любые неудачи, склонны к фобиям, агрессии, импульсивны. Они стремятся уединиться, избегают контактов с одноклассниками и педагогами, эгоистичны, часто идут на конфликт.

Подростки, страдающие минимальной мозговой дисфункцией, проявляют яркие поведенческие расстройства: они агрессивны, плохо находят общий язык со сверстниками, педагогами и родителями, плохо учатся, склонны к раннему началу употребления алкоголя и наркотических веществ. Такое расстройство может привести к дезадаптации в обществе и к более тяжелым психическим нарушениям.

Вопросы диагностики и лечения ММД

Диагностика синдрома минимальной мозговой дисфункции сложна и включает целый комплекс мероприятий, начиная с выяснения истории беременности и родов, семейного анамнеза, условий жизни ребенка, и заканчивая объективными лабораторными и инструментальными данными.

При беседе с родителями специалист пытается отыскать возможную причину проблемного поведения ребенка и установить, когда появились первые признаки неблагополучия. У дошколят важно проанализировать динамику симптомов и их выраженность.

Осмотр новорожденных и детей первого года включает анализ рефлексов, их симметричность, определение мышечного тонуса. У старших пациентов осмотр не имеет диагностической ценности, гораздо важнее — психологическая диагностика, которая дает возможность оценить поведение, уровень интеллекта, особенности психики ребенка. Она проводится при помощи различных тестовых заданий.

В рамках лабораторной диагностики минимальной мозговой дисфункции пациенту назначаются общие анализы крови и мочи, однако они носят скорее профилактический характер либо позволяют исключить соматическую причину беспокойства малыша. При ММД в анализах обычно не наблюдается никаких сдвигов.

Оценка функционирования центральной нервной системы и кровотока в мозге проводится при помощи электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, нейросонографии, КТ, МРТ мозга. Исследования могут показать очаговые поражения лобной доли, уменьшение объема мозжечка, снижение объема серого вещества в лобно-теменной зоне слева.

Читайте также:  Закупорка тромба на ноге

Дифференцировать минимальную мозговую дисфункцию нужно с травмами черепа и мозга, инфекционным поражением, ДЦП, эпилепсией, психическими заболеваниями, некоторыми интоксикациями.

Лечение минимальной мозговой дисфункции должно быть всесторонним, включающим не только психологические и педагогические методики коррекции, но и лекарственное воздействие. Обычно специалисты рекомендуют сочетать оба подхода. Обучающие занятия с ребенком строятся по индивидуальному плану в соответствии с причинами патологии и нюансами симптоматики.

Педагогическая помощь и психотерапия нужны для преодоления отставания психического развития, при социально-педагогической запущенности детей в проблемных семьях. Они помогают адаптировать малыша в детском саду, интегрировать школьника в коллектив сверстников.

Очень важным фактором в процессе ликвидации признаков ММД считают психологическую обстановку в семье, особенности отношений между ближайшими родственниками, степень их участия в жизни ребенка. Родители должны максимально полно демонстрировать позитивный тип общения, когда любой, даже самый маленький, успех ребенка обязательно поощряется, а в доме царит спокойная атмосфера.

Любые каждодневные заботы и достижения малыша должны находиться в поле зрения и под вниманием родителей, он должен чувствовать их участие, небезразличие и заботу. Важно отказаться от частого использования слов «нет», «нельзя», общение должно быть мягким, без давления и крика.

Детям дошкольного и школьного возраста нужно ограничить время пребывания у телевизора или за компьютером, исключить агрессивные игры в пользу конструирования, занятий рисованием, складывания пазлов, чтения книг. Такие занятия помогают сконцентрироваться, учат сохранять эмоциональное равновесие.

В процессе социальной адаптации первостепенную роль также играют родители, которые на своем примере должны показать малышу возможности адекватного взаимодействия с окружающими, в коллективе. Дети с ММД требуют большого внимания и терпения от мам и пап, потому что без правильного подхода и поддержки близких ребенок сам не избавится от имеющихся нарушений.

Препараты показаны тем детям, которым работа с психологом и педагогами не приносит положительного результата. Применяются нооторопные средства (энцефабол, церебролизин), стимуляторы мозговой активности (метилфенидат, пемолин). Многие неврологи назначают инстенон, оказывающий положительное влияние на нейронные связи, оксигенацию нервной ткани, улучшающий мозговую активность.

При выраженности конкретных симптомов применяется симптоматическое лечение:

  1. При нарушениях сна — препараты из группы бензодиазепинов (нитразепам);
  2. При эмоциональных расстройствах — успокоительные средства (валериана, пустырник, бром), транквилизаторы и антидепрессанты (диазепам, триоксазин, фенибут, амитриптилин).

Помимо медикаментозной и психолого-педагогической поддержки, полезны физиотерапевтические методы лечения и общие меры улучшения здоровья. Обычно назначаются массаж, водные процедуры, лечебная физкультура. По мере нормализации мозговой деятельности спорт расширяется — возможны бег, катание на лыжах, велосипед, посещение бассейна.

Общие мероприятия заключаются в нормализации режима труда и отдыха, обеспечении продолжительного сна, соблюдении приемлемой продолжительности учебных занятий с регулярными перерывами. Питание должно быть здоровым, не способствующим запорам или диарее. Полезно принимать поливитаминные комплексы и минералы, дышать свежим воздухом, вести активный образ жизни.

Родители малышей с мозговой дисфункцией должны знать некоторые правила, позволяющие быстрее избавиться от патологии:

  • Ребенок должен следовать установленному режиму дня, идти вовремя спать, ежедневно гулять, желательно все это делать в одно и то же время для синхронизации деятельности мозга;
  • Днем спать должны дети до 6 лет, иначе ночной сон станет беспокойным, а ребенок будет гиперактивным;
  • Ребенка стоит предупреждать заблаговременно обо всем, что будет происходить, будь то поход к врачу, поездка на отдых или перестановка в доме, чтобы он успел психологически подготовиться и не устроил конфликт;
  • Приход гостей не должен нарушать распорядок дня и привычки малыша, при этом контакты с малознакомыми людьми лучше по возможности исключить;
  • общение с ровесниками должно происходить под контролем родителей, не должно утомлять ребенка, быть слишком долгим, лучше не объединять в одной компании малышей с гиперактивностью;
  • Ни в коем случае родители не должны выяснять отношения при малыше, он может испугаться, замкнуться в себе, проявляя все признаки истощения и без того слабой психики;
  • В воспитании малыша с ММД особенная роль отводится папе, который возьмет на себя часть бытовых хлопот и педагогических мероприятий, позволив маме немного отдохнуть, побыть одной, ведь ежеминутные капризы и беспокойство ребенка выматывают и мамину нервную систему, что затем сказывается на терпении при общении с малышом;
  • Компьютер, телевизор, мобильный телефон и прочие гаджеты должны быть под строгим ограничением, поскольку они нагружают мозг ребенка, могут вызвать истерику и судороги даже тогда, когда малыш не смотрит кино, а лишь пребывает в комнате со смотрящими взрослыми;
  • В режиме дня должно быть время для досуга, физической активности, прогулок;
  • Занятия должны быть спокойными — рисование, лепка, пазлы, конструктор вместо активных групповых игр и посещения детских коллективов (помимо сада);
  • Полезно читать малышу детские книжки, слушать вместе приятную музыку, на ночь нужно спеть колыбельную, создав спокойную обстановку и выключив вовремя свет;
  • Если есть возможность, то целесообразно «подержать» ребенка в домашних условиях, а школу лучше запланировать на возраст не ранее 7 лет, ведь детские коллективы — еще один серьезный стресс.

Таким образом, правила поведения в семье — не самые сложные. Главные условия — спокойствие, терпение, доброжелательность и уважение членов семьи друг к другу, исключение любых стрессов для ребенка, даже если они кажутся приятными, как то: посещение театра или новогодняя елка, интересное путешествие или приглашение веселых гостей.

Прогноз при минимальной мозговой дисфункции считают благоприятным. Практически в половине случаев к подростковому и взрослому возрасту симптоматика проходит, особенно, если своевременно были приняты соответствующие меры.

У части пациентов признаки ММД могут сохраниться и во взрослом возрасте, но до серьезных расстройств психики дело, как правило, не доходит. Люди, страдавшие ММД в детстве, часто нетерпеливы, могут вспылить, не слишком внимательны, могут быть рассеянны. Такие особенности поведения накладывают отпечаток на общение с окружающими, могут негативно повлиять на создание собственной семьи, приобретение желаемой профессии, взаимодействие в коллективе на работе.

Специфической профилактики синдрома ММД не существует, ведь точная причина его неизвестна, однако снизить риск патологии можно, исключив все факторы, которые могут негативно сказаться на течении беременности и родов. Будущая мама должна уделять пристальное внимание своему рациону, регулярно посещать врача, своевременно лечить любые заболевания, заранее оговаривать с акушером оптимальный способ родоразрешения.

В случае, если избежать неблагоприятных условий не удалось (патологические роды, например), молодая мама должна четко следить за всеми особенностями развития малыша, своевременно показывать ребенка специалистам, максимально полно участвовать в его воспитании и обучении, создав дома атмосферу спокойствия, стабильности и любви к малышу.

Видео: аудиолекция о ММД


Комментарии
  1. Елена Петровна () Только что
    Спасибо Вам огромное! Полностью вылечила гипертонию с помощью NORMIO.
  2. Евгения Каримова () 2 недели назад
    Помогите!!1 Как избавиться от гипертонии? Может какие народные средства есть хорошие или что-нибудь из аптечных приобрести посоветуете???
  3. Дарья () 13 дней назад
    Ну не знаю, как по мне большинство препаратов - полная фигня, пустатая трата денег. Знали бы вы, сколько я уже перепробовала всего.. Нормально помог только NORMIO (кстати, по спец. программе почти бесплатно можно получить). Пила его 4 недели, уже после первой недели приема самочувствие улучшилось. С тех пор прошло уже 4 месяца, давление в норме, о гипертонии и не вспоминаю! Средство иногда снова пью 2-3 дня, просто для профилактики. А узнала про него вообще случайно, из этой статьи..

    P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
  4. Евгения Каримова () 13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на препарат!
    P.S. Я тоже из города ))
  5. Дарья () 13 дней назад
    Евгения Каримова, так там же в статье указана) Продублирую на всякий случай - официальный сайт NORMIO.
  6. Иван 13 дней назад
    Это далеко не новость. Об этом препарате уже все знают. А кто не знает, тех, видимо давление не мучает.
  7. Соня 12 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  8. юлек36 (Тверь) 12 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала получили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  9. Ответ Редакции 11 дней назад
    Соня, здравствуйте. Средство от гипертонии NORMIO действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день оригинальный препарат можно заказать только на специальном сайте. Будьте здоровы!
  10. Соня 11 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  11. александра 10 дней назад
    чтобы капли помогли? да ладно вам, люди, не дошла еще до этого промышленность
  12. Елена (Сыктывкар) 10 дней назад
    Случайно набрела на эту статью. И что я вижу!! Рекламируют наш NORMIO! Ну не в смысле мой, а в том плане, что я мужу его покупала. Он не знает, что я здесь пишу, но все-таки поделюсь. Это ж и моя радость, скорее даже полностью мое счастье! Короче, я вот тоже читала отзывы, смотрела как и что и заказала это средство. А то мой муж уже весь отчаялся, уже много лет было давление 180 на 110! Таблетки разные пил от этого у него с желудком проблемы были, а давление все равно было высокое. Решали чего дальше делать. А тут в общем начал NORMIO пить и теперь ура! Никаких проблем у него, давление в норме, всегда бодр и активен!
  13. Павел Солонченко 10 дней назад
    Подтверждаю, этот препарат действительно помогает! Вылечил свою гипертонию всего за 4 недели! До этого 4 года мучался от постоянного давления, головных болей и т.д. Спасибо большое!
  14. Юлия Л 10 дней назад
    С трудом верится... но столько людей говорит что работает, должно работать. Я завтра начинаю!
  15. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Хочу постараться избавиться от гипертонии побыстрее, а главное как-нибудь попроще и безболезненно, посоветуйте что-нибудь.
  16. Дмитрий (врач Кардиолог) 8 дней назад
    Валерия, лучший вариант - обратиться к врачу! Но если нет времени на поход в поликлинику, подойдет и NORMIO, который уже советовали выше. В последнее время многим его назначаю, результаты очень хорошие! Выздоравливайте.
  17. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Спасибо огромное за ответ, заказала!
  18. Наташа 5 дней назад
    У мужа гипертония, бегаем по врачам вместе. Люблю его, жизнь отдам за него, но никак не могу облегчить его страдания. Ладно, теперь Вы со своей историей появились, для нас появилась надежда. А то уже все перепробовали.
  19. Валера () 5 дней назад
    Совсем недавно хотел снова обратиться к врачам, уже к хирургу решился пойти, кругленькую сумму приготовил, но сейчас мне это не нужно! 2 месяца – и я здоров, прикиньте. Так что, народ, не дурите, никакие таблетки не по-мо-гут! Только это природное средство, других способов я не знаю, да и не хочу знать уже



Adblock detector