Нарушение речи при инсульте – это один из наиболее часто встречающихся симптомов. В некоторых ситуациях это состояние воспринимается не так серьезно, как, например, паралич.
После инсульта часто возникают расстройства речи
Расположение центров речи в головном мозге
Речевой центр расположен в доминирующем полушарии и состоит из двух зон – моторной и сенсорной. Если человек правша, то у него доминируют левые отделы головного мозга, если левша – правые.
Моторная зона, или центр Брока, расположена в третьей лобной извилине, задненижней ее части. Она контролирует воспроизведение устной и письменной речи, а также язык жестов. Сигналы из этой зоны приводят в движение мышцы, ответственные за произношение звуков. Вместе с отделами, лежащими кпереди от нее, зона Брока образует передние речевые центры.
Сенсорная зона, или центр Вернике, расположена в заднем отделе верхней височной извилины. В этой зоне сохраняется информация, благодаря которой человек может осмысленно воспринимать речь, строить предложения из отдельных слов. Анатомически и функционально эта область связана с функциями памяти, слуха и опознавания объектов. Зона Вернике, переднезатылочные и нижнетеменные отделы головного мозга образуют задние речевые отделы.
Если говорить очень обобщенно, зона Брока отвечает за исходящую речь, а Вернике – за входящую.
Речевые зоны головного мозга
Кроме того, с речевыми процессами тесно связаны зрительная и слуховая кора. Первая отвечает за способность прочтения слов, вторая – за восприятие и распознавание звуков. Учитывая тесную анатомическую и функциональную связь этих зон, инсульты, поражающие только один речевой отдел, – достаточно редкое явление.
Дизартрия
Неврологи разделяют нарушения речи на две большие группы – дизартрии и афазии.
Дизартрия развивается вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата.
То есть, пациент не может произносить слова из-за пареза речевых мышц. В зависимости от места расположения очага дизартрия может быть:
- бульбарной;
- псевдобульбарной;
- коркововой;
- подкорковой;
- мозжечковой.
Диагностика этой группы речевых расстройств не представляет сложностей. Пациент хорошо воспринимает речь на слух, у него сохранна так называемая внутренняя речь. Чтение и письмо не нарушены. Дизартрии хорошо поддаются восстановлению.
Афазия
Это более сложное нарушение речи. Оно носят системный характер, охватывает организацию речи на разных уровнях и ее связи с другими психическими процессами. Как следствие, у пациента с афазией дезинтегрируется вся психическая сфера.
В зависимости от того, какой участок коры поврежден, различают такие виды нарушений, или афазий:
- моторная – афферентная и эфферентная;
- сенсорная;
- динамическая;
- акустико-мнестическая;
- амнестическая;
- тотальная.
Для правильной диагностики разных форм афазии имеет значение не только локализация очага, но и тяжесть, давность заболевания. Каждое из этих нарушений характеризуется определенными особенностями и заслуживает отдельного внимания.
Моторная афазия
Моторная афазия – одно из самых тяжелых нарушений. В зависимости от того, где локализуется поражение, она бывает афферентной и эфферентной. Нередко врачи диагностируют комбинацию этих расстройств. Подобные ситуации особенно проблематичны в плане реабилитации пациента.
Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделах (40, 7 поля)
Афферентная моторная афазия возникают из-за невозможности регуляции головным мозгом произвольных движений языка и губ. Другими словами, пациент попросту не может выполнить движение, необходимое для произношения определенного звука. Неврологи называют подобное состояние оральной апраксией. При этом, так как парез двигательных мышц отсутствует, непроизвольные движения могут наблюдаться. Внешне это проявляется как отсутствие речи, искаженное воспроизведение звуков или поиски правильной артикуляции.
Эфферентная моторная афазия развивается в том случае, если имеет место поражение отделов головного мозга, ответственных за плавное произношение артикуляционных единиц. При этом пациент может произносить какой-либо звук, слог, или слово изолированно, но сказать простую фразу из нескольких слов для него невозможно. Предложения становятся разорванными, нарушаются грамматические конструкции.
Данный вид афазии обусловлен нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария (44, 45 поля)
Сенсорная афазия
Второе ее название – акустико-гностическая. Характеризуется грубым расстройством понимания речи при ее слуховом восприятии. Чужие предложения пациент воспринимает как хаотичный поток звуков. Кроме того, у больных отсутствует слуховой контроль над собственной речью, из-за чего они не сразу осознают свою болезнь.
Динамическая афазия
Может протекать в двух вариантах. При первом нарушается речевое программирование, при втором – возникают трудности с грамматическими конструкциями. Речь пациентов бедна, односложна. Дикция, как правило, изменена мало.
Акустико-мнестическая афазия
Обусловлена угнетением функционирования височно-затылочной области коры головного мозга
Возникает из-за невозможности воспринимать речь на слух. В отличие от акустико-гностического расстройства, у пациента наблюдается патология слуховой мнестической деятельности. Он хорошо слышит и воспринимает речь, но не может удержать в памяти только что услышанную информацию. Параллельно наблюдается сужение запоминающих способностей. В результате больные не могут понимать развернутые тексты, которые требуют слуховой памяти.
Амнестическая афазия
Диагностируется в тех случаях, если имеется поражение теменно-височных отделов головного мозга. Пациент забывает название предметов, окружающих его в повседневной жизни. При этом он помнит их назначение и свойства. В результате, когда больной хочет сказать «ручка», он произносит – «то, чем пишут».
Этот вид афазии представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно
Тотальная афазия
Эта патология представляет собой комбинацию моторного и сенсорного расстройства. У таких пациентов устная речь отсутствует во всех ее проявлениях. При прогрессировании болезни нарушается восприятие и письменной речи.
В заключение
Расстройства речи при инсульте – очень разнородная группа нарушений. Разные механизмы развития обуславливают разную способность к восстановлению. Некоторые из них исчезают довольно быстро, другие требуют длительной и основательной терапии. Поэтому, если у человека отмечаются нарушения речи, раннее отсутствовавшие, он должен немедленно обратиться за помощью к медикам. Только специалист сможет установить истинную причину дискомфорта и назначить адекватное лечение.
В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.
В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.
Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.
Расположение центров речи в головном мозге
Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.
Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.
В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.
Центр Брока и Вернике в головном мозге
Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.
Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное.
Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга. Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.
У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.
Инсульт — заболевание, которое может появиться без видимых причин. Сколько лежат в больнице с инсультом — этапы и лечение в зависимости от тяжести заболевания.
О лечении ишемического инсульта медикаментозными препаратами читайте тут.
Геморрагический инсульт — коварное заболевание, которое может привести к летальному исходу. Здесь http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/insult/gemorragicheskij/posledstviya-2.html подробная информация о возможных последствиях инсульта.
Дизартрия
Встречается при поражении подкорковых структур головного мозга.
Это нарушение произношения слов, обусловленное дисфункцией артикуляции, фонематического строя, речевого дыхания, интонации.
Вследствие чего речь человека становится неразборчивой.
Наблюдается повышенное слюноотделение, замедленность произношения, ослабление артикуляции. Мышцы лица становятся менее подвижными, в результате происходит искажение произносимых звуков. При этом больной понимает речь, способен писать и читать.
Выделяют четыре типа дизартрии:
- легкая степень заболевания, при которой признаки дизартрии выявляются только специалистом;
- речь понятна окружающим, но имеются дефекты в произношении;
- речь неразборчива, понятна только узкому кругу людей;
- тяжелая степень дизартрии, характеризуется отсутствием разговорной речи.
Афазия
Заболевание характеризуется полным или частичным нарушением речевой деятельности при сохранении слуха и артикуляции. Головной мозг получает недостаточный нервный импульс, чтобы выразить мысль с помощью органов речи. В зависимости от локализации очага поражения и выявленных дисфункций, афазию подразделяют на несколько типов:
Моторная афазия
Наблюдается при повреждении верхних частей главной артерии головного мозга.
Основные органы речи сохраняют свою функциональность, но больному сложно ими управлять.
При легкой форме моторной афазии сохраняется способность произносить слова и предложения.
В речи наблюдается изменения последовательности изложения, нарушение порядка слов и их форм. Человеку сложно произносить некоторые согласные звуки, простые слова произносит по слогам. При этом смысл сказанного понятен.
Для более тяжелых форм моторной афазии характерно полное нарушение речи после инсульта. Больной не способен к построению слов, может произносить только гласные звуки. Речь других людей понимает.
Лечение следует начинать спустя неделю после инсульта. Для этого достаточно пытаться выговаривать несложные слова, петь песни.
Сенсорная афазия
Заболевание возникает вследствие поражения зоны Вернике. Характеризуется полной или частичной утратой понимания речи. Слуховая функция сохраняется.
Больной способен воспроизводить обрывки слов, отдельные звуки, которые не имеют между собой смысловой связи. Возникают проблемы с чтением, письмом и счетом.
Пациент входит в состояние возбуждения, активно жестикулирует руками. Может выполнять указания (открыть рот, повернуть голову, сесть). Способен повторять простые слова, но смысла в них не находит. В речи, обращенной к нему, слышит бессвязные звуки. Утрачивается способность к чтению и письму.
При повреждении теменной области левого полушария наблюдается дезориентировка в пространстве.
Сенсорная афазия может проявляться в легкой форме, тогда человек узнает бытовые слова и фразы.Сложность лечения заключается в отсутствии понимания речи.
Динамическая афазия
Возникает вследствие поражения задних лобных участков доминантного полушария.
Характеризуется отсутствием формулировки текста.
Больной не может мысленно построить предложение и воспроизвести его в устной форме. Искажен мыслительный процесс.
Человек путает формы слов, использует простые предложения, шаблонные фразы, меняет звуки местами.
Динамическая афазия характеризуется спонтанными высказываниями. Структура текста и смысловая целостность нарушены, произносятся только обрывки фраз. Больной забывает слова, пытается подобрать синоним, или объяснить желаемое другими способами.
При легкой форме заболевания человек способен понимать медленно произносимую речь. Но при ускорении темпа разговора, больной теряет смысл высказывания. При ответе на вопрос использует те же слова, которые произнес собеседник.
Более сложная форма динамической афазии приводит пациента в инертное состояние. Наблюдается затруднения в понимании длинных предложений. Речь может совсем отсутствовать. Больной не проявляет интереса к происходящему вокруг него.
Для восстановления последовательности мышления, врач-логопед предлагает описать связанные между собой картинки и образы. Вместе с больным составляются различные рассказы, диалоги, вследствие чего, способность к планированию речи возвращается.
Инсульт является одной из самых распространенных причин смертности людей во всем мире. Признаки инсульта у женщины и способы профилактики подробно описаны в статье.
Как проходит восстановительный период у больного после инсульта, расскажем далее.
Акустико-мнестическая афазия
Связана с нарушением работы средних и задних отделов височной части головного мозга.
Характеризуется снижением слухоречевой памяти. Утрачивается способность удержать и переработать нужный объем информации.
У больного искажается понимание переносного значения слов, теряется смысл текста. Характерны многократные повторения одного слова.
При общении, больной может забывать звуковое оформление слов, способен объяснить при помощи синонимов. В речи доминируют вербальные парафазии. Например, вместо слова «стол» человек говорит «стул» или «диван».
Чтение и письмо частично сохранены. Пересказ текста затруднителен из-за неспособности удержать информацию в памяти. Сложности счета возникают при выполнении арифметических заданий в устной форме.
Амнестическая афазия
Отклонение возникает при поражении нижнего отдела височной области.
Считается самым «щадящим» видом афазии. Характеризуется осознанностью, адекватностью речи.
У больного сохраняется интеллектуальная, мыслительная, слуховая функции.
Главная особенность Амнестической афазии заключается в сложности подбора слов при общении. Больной забывает имена и названия предметов, но способен их описать с помощью прилагательных и глаголов.
Тотальная афазия
Проявляется сразу после ишемического инсульта.
Больной теряет способность воспроизводить и понимать речь, при этом слуховая функция не изменяется.
Снижается чувствительность. Человек перестает узнавать письменную и устную речь, жесты, артикуляцию, звуки. Сохраняется способность произносить отдельные звуки, кашлять, мычать.
При более серьезных очаговых поражениях у пациента парализуется правая рука. Общее поведение – пассивное.
Тотальная афазия может переходить в более сложные формы, поэтому лечение начинают сразу после выявления отклонений.
Повреждение любой части головного мозга может отрицательно сказаться на работе ЦНС.
Человеку, перенесшему инсульт, необходимо внимание и забота близких людей. Постарайтесь проявить терпение к больному. Окружите его положительными эмоциями, и процесс лечения заметно ускорится.
Видео на тему
Нарушение речи — одно из самых распространенных осложнений инсульта. У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами. Дальше мы расскажем, почему происходят нарушения речи, в каких формах они случаются и как проходит восстановление после кровоизлияния в мозг.
Нарушение речи при инсульте происходит, если поражены речевые рецепторы. Это может происходить из-за отека или гибели тканей. При лечении речь восстанавливается довольно быстро.
Содержание статьи
Почему происходит нарушение речи при инсульте
У людей, которые перенесли инсульт, могут развиться два вида нарушений речи — связанные с повреждением речевых центров в головном мозге и потерей контроля над артикуляционными мышцами. В обоих случаях нарушения — следствие кровоизлияния в головной мозг.
После инсульта часть нейронов головного мозга отмирает, а между здоровыми клетками нарушаются нейронные связи. В зависимости от локализации повреждений, инсульт может привести к парезу или параличу, нарушению мышления, расстройствам речи.
Разновидности речевых расстройств
У пациентов после инсульта может произойти афазия — нарушение уже сформировавшейся речи. У некоторых пациентов развивается дизартрия — расстройство произношения из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата.
Афазия
Существует несколько классификаций афазий, но чаще всего врачи делят расстройство на две формы — экспрессивную и импрессивную.
- моторная развивается при поражении задних отделов лобной доли, пациент повторяет один и тот же звук или слово, застревает на слогах;
- артикуляторная характерна для поражения нижних отделов теменной области, пациент не может произносить слова или звуки, так как ему не удается подобрать правильное положение губ и языка.
- сенсорная — следствие поражения верхне височных отделов, пациент теряет возможность воспринимать и различать звуки, из-за чего не понимает речь, при попытках говорить непроизвольно заменяет звуки;
- акустико-мнестическая характерна для поражения задних и средних отделов височной области мозга, пациент не запоминает слова, например, из трех может повторить только два, не воспринимает длинные предложения, в устной речи с трудом подбирает слова.
Дизартрия
У больного нарушается артикуляция, речевое дыхание, темп речи, интонация, из-за чего речь становится нечленораздельной. У дизартрии может быть различная интенсивность: при незначительных поражениях наблюдается искажение отдельных звуков, в тяжёлых случаях пациент вообще не может говорить из-за паралича мышц.
Характер дизартрии зависит от того, какой отдел головного мозга поражен:
- бульбарная развивается при поражении бульбарной группы черепно-мозговых нервов, пациент говорит очень невнятно, испытывает трудности с приёмом жидкой и твердой пищи;
- псевдобульбарная характерна для поражения корково-ядерных проводящих путей, провоцирует спастический паралич речевых мышц, из-за чего пациент теряет возможность полноценно двигать языком;
- подкорковая возникает при поражении подкорковых узлов, приводит к непроизвольным движениям мышц, в том числе артикуляционных и непроизвольным выкрикам;
- мозжечковая связана с поражением мозжечка и его проводящих путей, вызывает нарушение координации движений мышц, которые участвуют в речевом процессе.
Как восстановить речь после инсульта
Врачи выделяют три формы восстановления речевой функции:
- истинное восстановление, когда нарушенные функции возвращаются полностью, в исходное состояние — это возможно, когда нервные клетки не погибли;
- компенсация — функциональная перестройка, вовлечение других участков головного мозга или артикуляционных мышц;
- реадаптация — использование специальных приспособлений, например, синтезатора речи.
Чтобы повысить шансы на полное восстановление, важно начать реабилитацию как можно раньше. Как правило, занятия по восстановлению речи с логопедом-афазиологом начинают через 2-3 месяца после инсульта. Продолжительность реабилитации индивидуальная, у некоторых пациентов речь возвращается только через 2-3 года регулярных упорных занятий.
Речевую реабилитацию при афазии проводят поэтапно:
- На раннем этапе применяют стимулирующие и растормаживающие методики восстановительного обучения. Больного учат понимать отдельные слова и речь, которая связана с конкретной ситуацией.
- Далее восстанавливают понимает внеситуацинных фраз, учат пациента понимать письменную речь.
- Когда человек может понимать речь, начинают работу над восстановлением его собственной речи. Обучают называть предметы и действия по картинкам, повторять за логопедом звуки и слова, составлять фразы и предложения.
- При успешном восстановлении собственной речи переходят к тренировкам диалогов и монологов. Пациента учат понимать вопросы и отвечать на них, пересказывать прочитанное, составлять рассказы.
При дизартрии применяют другую тактику восстановления речи. Пациенту подбирают упражнения для восстановления артикуляции, проводят специальный массаж артикуляционных мышц, электростимуляцию глотки и гортани. Чтобы закрепить результат физического воздействия на поражённые мышцы, проводят тренировки и учат проговаривать отдельные звуки, слова, фразы, скороговорки.
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))