Особенности ээг у детей

Особенности ээг у детей

  • 26-07-2019
  • 0 Просмотров
  • 0 комментариев
  • 0 Рейтинг

Головной мозг (на древнегреческом «encephalon») – состоит из огромного количества нейронов, которые генерируют собственные электрические импульсы.

Электроэнцефалография – это уникальный метод исследования функциональности головного мозга, основывающийся на фиксации электрических импульсов, которые исходят от отдельных областей и зон мозга. ЭЭГ головного мозга является основополагающей при выявлении сложных патологических процессов, проходящих в мозговых тканях и практически недоступных другим вариантам диагностики. Эта процедура достаточно сложная и требует определенной предварительной подготовки.

Электроэнцефалограмма головного мозга регистрирует электрическую активность мозга. Для этого используются специальные металлические электроды, которые накладываются на кожу головы. Электроды улавливают импульсные колебания мозговых тканей, усиливают их, передают на аппарат, где они записываются в виде различных колебаний. Волновые колебания, зафиксированные аппаратом, являются графическим изображением работы его мозга в реальном времени.

Аппарат выводит импульсные волновые колебания на экран монитора и впоследствии распечатывает на бумаге. В зависимости от амплитуды, частоты и формы волн, специалисты подразделяют записанные показатели по видам колебаний и определяют, что показывает электроэнцефалограмма данного человека.

Показания к ЭЭГ

Электроэнцефалография активно применяется в неврологической практике.

Электроэнцефалография показана при:

• патологиях сосудов шеи и головы, предварительно выявленных УЗИ;
• поражениях мозга различной природы возникновения; в том числе у детей раннего возраста,
• расстройствах сна (бессоннице, лунатизме и пр.);
• судорожных приступах; в том числе при фебрильных судорогах у детей
• черепно-мозговых травмах;
• выявлении эндокринных заболеваний;
• менингитах, энцефалитах;
• вегето-сосудистой дистонии;
• частых сильных головных болях;
• микроинсультах или инсультах;
• головкружениях и панических атаках;
• до и после нейрохирургической операции;
• задержке развития речи;
• аутизме и заикании.
• и др.

Абсолютных противопоказания для проведения ЭЭГ нет. Электроэнцефалография не противопоказана детям с первых дней жизни и беременным женщинам, однако функциональные пробы у таких пациентов не выполняются.

Подготовка к электроэнцефалографии

Перед прохождением энцефалографии необходимо:

– основная подготовка заключается в обеспечении чистоты волос. Для чего накануне тщательно вымыть голову шампунем, при этом не использовать лаки, пенки, кондиционеры, масла и какие-либо маски, так как это нарушит контакт электродов с поверхностью кожи головы.

– заблаговременно проконсультироваться с лечащим врачом по поводу планового приема лекарств. Некоторые препараты отменяются на период подготовки и прохождения ЭЭГ.

  • За 12 часов до начала диагностической процедуры следует прекратить прием пищи, в которой содержится кофеин (чай, кофе, шоколад). Также за 2-е суток исключить прием энергетических напитков и алкоголя.
  • За 2 часа до процедуры нужно съесть легкий завтрак.
  • Постараться не переживать и не нервничать накануне обследования. Процедура должна проводиться в спокойном состоянии.
  • В случаях, если задача врача – выявление судорожной активности мозга, то перед исследованием он может рекомендовать пациенту поспать некоторое время.
  • ЭЭГ не проводится, если у пациента диагностирована ОРВИ.

Особенности проведения энцефалографии детям

Энцефалограмма головного мозга ребенку, раннего возраста, как правило, выполняется на фоне сна.

Но если у детей до года достаточно дождаться засыпания, то ребенка от года до трех (а некоторых – и постарше) еще нужно уговорить, поэтому до 3 лет исследование проводят в состоянии бодрствования только спокойным и контактным детям, отдавая предпочтение в остальных случаях все же ЭЭГ сна.

Родителям подготовку ребенка к посещению кабинета ЭЭГ нужно начинать за несколько дней, превращая будущий поход в игру. Тренировать ребенка одевать резиновую шапочку (возможно для бассейна). Малыша можно попробовать заинтересовать приятным путешествием, куда он может отправиться с мамой и любимой игрушкой, придумать еще какие-то варианты (обычно родители больше осведомлены, как убедить своего ребенка, чтобы он посидел тихо, не шевелился, не плакал и не разговаривал).

Порядок проведения процедуры

Обследование чаще всего выполняется в дневное время, однако в ряде случаев для лучшей информативности диагностику могут провести в состоянии сна. Пациента проводят в специальную комнату, которая изолирована от звука и света. В зависимости от цели диагностики, пациента усаживают в удобное кресло, или кладут на кушетку. На голову обследуемого надевают специальную силиконовую или тканевую шапочку с присоединенными к ней электродами, которые регистрируют электрическую активность в разных точках головы пациента.

При исследовании скрытой эпилепсии в ходе диагностического процесса могут вводиться различные пробы:
• монотонное включение и выключение света;
• неожиданные вспышки яркого света;
• гипервентиляция (несколько глубоких вдохов);
• громкие и резкие звуки.

Пробы могут быть назначены, если требуется сделать ЭЭГ для справки в ГБДД при получении водительского удостоверения, т.к диагноз «эпилепсия» является противопоказанием для вождения автотранспорта.

Расшифровка результатов

При расшифровке показателей специалисты обращают внимание на разновидности ритмов.

  • Альфа-ритм (номинальная частота 8-14 Гц). Эти волны регистрируются в бодрствующем состоянии при закрытых глазах и практически полностью исчезают, когда пациент открывает глаза и концентрирует внимание на каком-то предмете.
  • Бета-ритм (14-30 Гц) Это ритм бодрствования, типичный для обычного состояния человека в период активной работы, учебы и пр. Однако эти ритмы преобладают и у человека, принимающего определенные препараты, например, бензодиазепины.
  • Дельта-ритм (1-4 Гц). Параметры регистрируются в состоянии комы, сильного наркотического опьянения, глубокого сна. Этот показатель очень важен, когда выполняется расшифровка ЭЭГ головного мозга у детей, так как дельта-ритм в некоторых случаях указывает на опухоли или повреждения мозговых тканей.
  • Тета-ритм (4-8 Гц) выявляется у маленьких детей в состоянии сна либо при глубоком расслаблении.

В нормальном состоянии у взрослого человека альфа и бета-ритмы преобладают в состоянии бодрствования, электрическая активность в обоих полушариях носит одинаковый характер, аномальные всплески активности отсутствуют.

Проведенные на животных исследования показали, что электрическая активность появляется при известной степени развития головного мозга. Например, у морских свинок электрическая активность головного мозга возникает лишь на 41—46 день беременности (Флекснер), в период развития невронных отростков и появления телец Ниссля в нервных клетках. В этом периоде активность цитохромоксидазы, сукциндегидразы и апиразы достигают апогея, а клеточная оболочка становится проницаемой в отношении иона Na+. Исследования, проведенные другими авторами, показали, например, что быстрая электрическая активность мозжечка возникает также в связи с созреванием клеток Пуркинье (у мышей на 14 день рождения).
Исследования, проведенные Маринеску, Загером и Крайндлером, показали, что у новорожденной кошки и морской свинки аспект электроэнцефалограммы различен.

У морских свинок электроэнцефалограмма сходна с электроэнцефалограммой взрослых животных, так как головной мозг новорожденной морской свинки полностью развит, в то время как у кошки наблюдается дальнейшее развитие головного мозга и таким образом электроэнцефалограмма изменяется параллельно созреванию последнего.

Все эти результаты показывают, что возникновение биоэлектрической активности головного мозга и эволюция электроэнцефалограммы имеют еще недостаточно изученный морфологический и биохимический субстрат. Если для возникновения электрических волн необходимо наличие активности некоторых ферментов — как показали Флекснер и сотрудники — то необходимо также и наличие определенной концентрации рибонуклеиновой кислоты и галактолипидов, а также появление сфингомиелина (Гарсия-Аустт), что указывает фактически на необходимость известной степени созревания нервных клеток.

Читайте также:  Лейкоциты в чем измеряется

Дрейфус-Брисак, Самсон-Дольфус и Фишгольд приходят к заключению, что электрическая активность, как спонтанная, так и вторично вызванная, требует более или менее значительной дифференцировки невробластомы в нервных клетках. Они придерживаются мнения, что электроэнцефалограмма обуславливается медленной и локальной активностью дендритов, а не волокон, которые, по-видимому играют роль передачи начального импульса, зарождающегося в нервных клетках. Таким образом, электрическая активность появляется, по-видимому, когда развиваются в достаточной мере дендриты и синапсы.
У плода человека электроэнцефалограммы, зарегистрированные прямо или через брюшную стенку, показали ритм с частотой 1—3 кол/ сек и быстрые волны с частотой 10—30 кол/сек и незначительной амплитудой.

Электрическая активность у преждевременно родившихся детей характеризуется, главным образом, медленными волнами, сопровождающимися быстрой активностью. Дрейфус-Брисак зарегистрировал электроэнцефалограммы у недоношенных, подразделив их на две группы: а) нежизнеспособные — между 4 1/2 и 5 1/2 месяцами и б) жизнеспособные— между 6 и 6 1/2 месяцами. Среди первых некоторые прожили несколько дней и на их электроэнцефалограмме наблюдались залпы, прерываемые электрическим покоем без какой-либо ритмичности. Вспышки состоят из очень медленных волн с частотой 0,3—0,5 кол/сек, с большой амплитудой (300 uV), волн с частотой 5—6 кол/сек в затылочном полюсе и волн с частотой 9—13 кол/сек, амплитудой в 25—30 микровольт, главным образом, в ролландовой области.

Кривые характеризовались прерывистостью и отсутствием периодичности. У некоторых детей наблюдались судороги, причем одновременно обнаруживалась весьма выраженная электрическая активность, вспышки были более многочисленными и размашистыми. У жизнеспособных преобладает почти синхронная активность с тета-волнами, обычно в одном из больших полушарий, и менее постоянные волны с частотой 0,3—1 кол/сек. Кривая также прерывиста. Лишь на 8-м месяце появляются непрерывные ритмические кривые. Следует подчеркнуть шестимесячный возраст, совпадающий с жизнеспособностью плода и миелинизированием среднего мозга, а также базальных ганглиев.

На электроэнцефалограмме новорожденного нет организованного ритма. Наблюдаются незначительные различия в состоянии бодрствования и сна. Это отсутствие реактивности сохраняется лишь в первые дни после рождения. Шредер и Гекель (Schroeder, Heckel) и Пишо (Pichot) наблюдали все же кривую, присущую сну, характеризующуюся сгруппированными волнами с частотой 2—3 кол/сек на фоне волн с незначительной амплитудой и частотой 4—5 кол/сек. Дрейфус-Брисак и сотрудники выделили у новорожденного кривую бодрствования и кривую сна, чередующиеся между собой, причем кривой сна были присущи вышеотмеченные признаки. Однако не всегда отмечается связь между клинической картиной и электроэнцефалографической кривой. Последняя характеризуется у новорожденного медленными волнами с частотой 0,5—2 кол/сек и амплитудой 20—50 микровольт, на которые наслаиваются более быстрые волны с очень низкой амплитудой (5 микровольт в среднем) с частотой 10—30 кол/сек.
По мнению Келлевэй, более частым волнам присущ ритм в 3—4 кол/ сек или 7—9 кол/сек. Другие авторы обнаружили также частоту в 12—18 кол/сек.

Исследования Эллингсона (Ellingson), проведенные на 277 новорожденных (22 минуты — 125 часов после рождения), показали, кроме статической электроэнцефалографической кривой, и некоторое своеобразие реактивности на внешние раздражения. Шум во время сна вызывает уплощение кривой или, в более редких случаях, волну типа К (бифазная волна с последующим залпом более быстрых волн), либо комплекс К, за которым следует уплощение кривой. Световая стимуляция вызывает реакции в затылочной области, однако более разнообразные по форме и амплитуде, чем у взрослых, с латентным периодом 160— 220 миллисек (у взрослых латентные периоды равняются приблизительно 100 миллисек). Прерывистое световое стимулирование с редким ритмом дает реакцию при появлении и при исчезновении светового раздражителя (on и off).

Лишь в двух случаях вышеуказанный автор обнаружил совпадение ритма биоэлектрической активности с частотой прерывистого светового стимулирования (2,5—3,5 кол/сек).

Одновременно с развитием ребенка повышается и частота волн. У различных детей электрическая активность головного мозга изменяется по разному. Не все корковые области развиваются одинаково. При рождении теменная область является наиболее активной, но с течением времени становится более активной, а с шестимесячного возвраста преобладает затылочная область. Повышение частоты отмечается постоянно, однако существуют волны с определенной частотой, появляющиеся в известном возрасте и не имеющие никакой связи с предыдущей частотой.

Таков, например, ритм с частотой 6—7 кол/сек, появляющийся у детей в возрасте 10—16 лет в лобной области. Этот ритм может сохраняться в височной области и у взрослых. Келлевэй считает, что не всегда наличие у ребенка в возрасте нескольких лет более медленных волн, встречающихся обычно в более раннем возрасте, указывает на сохранение медленного ритма предыдущего периода. Он отмечает, например, что в некоторых случаях, которые нельзя считать патологическими, могут вновь появиться медленные волны, которые были характерны для более раннего возраста.

Обычно в первый год жизни преобладает активность дельта- и субдельта-волн, от 2 до 7 лет чаще встречаются тета-волны; в возрасте 7 лет появляется альфа-активность в затылочной области, а в возрасте 10 лет электроэнцефалографическая кривая сильно напоминает картину электроэнцефалограммы у взрослых, несмотря на то, что в теменно-височных областях длительное время все еще сохраняется тета-активность. Волны с частотой 2—5 кол/сек являются физиологическими вариантами электроэнцефалограммы детей до 12-летнего возраста (Шпильберг).

Биоэлектрическая активность головного, мозга ребенка очень резко реагирует на внешние раздраяштели, так что при чтении кривых этот момент следует учитывать. Так, например, гипервентиляция провоцирует очень быстро, даже через несколько секунд, гиперсинхронные, медленные симметричные, непрерывные волны.

Спустя несколько дней после рождения появляются различия в электроэнцефалограмме в состоянии бодрствования и сна. Мирзоянц изучал электроэнцефалограмму грудного ребенка в возрасте от 15 дней до 1 года. Этот автор констатировал ярко выраженное различие между состоянием бодрствования и сна лишь после достижения 1 1/2 месяцев. В состоянии сна электрическая активность значительно более комплексна. В первой стадии сна констатируется активность, характеризующаяся залпами волн с частотой 14 кол /сек (четко появляющимися в возрасте 14 недель и достигающими максимальной амплитуды в возрасте 24—30 месяцев), после чего наблюдается прогрессирующее снижение амплитуды. В начале веретенообразные кривые сна асинхронны и лишь к 4 месяцам становятся синхронными. У некоторых детей веретено может длиться до 4 секунд. В особенности следует отметить постоянство частоты 14 кол/сек, которая не изменяется с возрастом.

Веретенообразные кривые появляются в центральной области с обеих сторон. Медленная активность центральной области может приобрести более выраженную амплитуду в переходный период от бодрствования к сну. Эта активность иррадирует в лобную область. Ее частота равняется 2—3 кол/сек с очень высокой амплитудой. С возрастом частота становится более быстрой. Максимальная амплитуда наблюдается от 7 до 12 месяцев, а затем снижается. В редких случаях подобная активность сохраняется в течение 5—6 лет. Она может появиться в виде гиперсинхронных пароксизмов в центральной области. При засыпании в этой же области можно наблюдать остроконечные, синхронные, двусторонние волны. Они могут носить иногда бифазный размашистый характер. Эти волны появляются, начиная с 3 месяцев, наиболее выражены в возрасте 3—4 лет, затем амплитуда их снижается и, наконец, они исчезают приблизительно в 13-летнем возрасте. Вышеуказанные волны характеризуются частотой в 0,3—0,8 сек и были названы Гиббсоном bumps (горбовидными волнами).

Читайте также:  Человек в крови фото

Момент пробуждения у детей характеризуется начальной бифазной медленной волной (комплекс К), за которой следует разряд размашистых синусоидальных волн с частотой 8—14 кол/сек. Первый компонент появляется в возрасте около двух месяцев, а более быстрая последующая активность возникает лишь в возрасте 8 месяцев, характеризуясь размашистыми волнами с частотой 3 1/2—4 кол/сек. Через 3 года эта характеристика момента пробуждения начинает исчезать и появляется кривая в момент пробуждения, присущая взрослым. Следует отметить, что в первые два месяца в момент пробуждения электроэнцефалограмма характеризуется не гиперсинхронными волнами, а весьма плоской кривой, несколько напоминающей таковую у взрослых.

Все эти данные электроэнцефалографической кривой у здоровых детей были необходимы для объяснения патологической электроэнцефалограммы. Как нормальная электроэнцефалограмма имеет свою динамику в течении онтогенеза, так и судорожная реактивность, то есть способность реагировать судорожными проявлениями на некоторые вредности, оказывающие воздействие на головной мозг, изменяется в зависимости от возраста. В то же время следует подчеркнуть, что и аспект судорожных электрических проявлений различен, по крайней мере частично, у ребенка и у взрослого человека. Все это вызывает весьма часто известные затруднения при постановке диагноза эпилепсии и дифференцировке нормального и патологического аспектов электроэнцефалограммы.

Экспериментальные исследования, произведенные на зародышах зайца, показали, что нервная система реагирует на судорожные токсические вещества в зависимости от степени зрелости плода (Зобкалло). Этот автор констатировал, что в первые 16 дней беременности, независимо от дозы инъецированного пикротоксина, зародыш не реагирует еще судорожными проявлениями. Только на 17-й день отмечаются судороги в затылочной области и в передних конечностях при применении дозы 112 мг/кг веса тела. Этот период соответствует созреванию среднего мозга. От 23-го внутриутробного дня и до 10-го дня после рождения необходимая доза пикротоксина значительно снижается, а припадки становятся более интенсивными и более продолжительными. Начиная с 10-го дня после рождения необходимая для появления судорог доза пикротоксина повышается вновь, а припадку обычно предшествует период заторможенности, так как в этот период созревает межуточный мозг.

Бишоп (Bishop) изучал на зайцах эволюцию пиков на электроэнцефалограммах, вызванных местным воздействием стрихнина на большие полушария по мере созревания головного мозга. Вначале пик имеет малую амплитуду и большую продолжительность (особенно, отрицательный компонент). По мере созревания пик становится менее продолжительным и характеризуется более высокой амплитудой.

Кригель, Войкулеску и Киву доказали, что судорожный припадок, спровоцированный электрошоком у новорожденных животных, у которых не отмечается созревания головного мозга в момент рождения (как, например, у кошек и собак), носит тонический характер, за которым иногда следуют движения, похожие на бег, причем животное лежит на боку. По мере созревания головного мозга припадок имеет тенденцию сходства с таковым у взрослых особей, а именно за тонической следует клоническая фаза. Вначале возникает лишь несколько миоклоний передних конечностей, а затем, по мере процесса созревания головного мозга, они становятся более выраженными и значительно более продолжительными. У животных, у которых с момента рождения отмечается созревание головного мозга, как например у морской свинки, с самого начала наблюдаются припадки, сходные с припадками взрослых особей.

Гарсиа-Аустт подтвердил на курином зародыше, что судорожные электрические проявления, вызванные местным воздействием стрихнина или метразола, возникают одновременно с появлением электрической активности, которая, по его мнению, появляется лишь на несколько часов позже ядерной дифференцировки переднего мозга, когда устанавливаются синаптические связи; при этом миелинизация не является необходимой. Вызванные стрихнином разряды генерализуются по всей коре полушарий головного мозга, однако синхронизация происходит параллельно с созреванием дендритических и аксоновых сплетений. Амплитуда и частота также повышаются с возрастом.

Гроссман отметил на зародыше кошки, что судорожная активность, так же как и вторично вызванная активность, может быть спровоцирована еще до появления спонтанной ритмической электрической активности. Этот автор обнаружил, что несозревшему головному мозгу присуща значительная утомляемость и вследствие этого мозг реагирует лишь на редкие раздражения. Частота раздражений, на которые реагирует головной мозг, повышается с возрастом. В том же направлении изменяются частота и аспект волн при судорожной разрядке. Несозревший головной мозг реагирует лишь в виде пика со следовой волной и с редким ритмом, в то время как после созревания мозга кроме этого аспекта наблюдаются также разряды быстрых и частых пиков.

Это, по-видимому, могло бы объяснить различия, отмечающиеся между аспектом судорожных электрических проявлений у ребенка и у взрослого. По мнению вышеупомянутого автора двусторонне синхронный аспект в виде пика со следовой волной обуславливается разрядами более старой онтогенической невронной системы, чем та, которая вызывает разряды при больших припадках. Это обстоятельство могло бы объяснить также и известный факт перехода симптомов малого припадка в большой припадок одновременно с развитием ребенка — вследствие различия созревания двух онтогенетически разных систем. По мнению Гроссмана, даже исключительная чувствительность к углекислому газу указывает, по всей вероятности, на наличие двух невронных систем. Электрические проявления, наблюдающиеся в больших полушариях созревшего головного мозга представляют, по-видимому, взаимодействие двух онтогенетически различных систем, в то время как у детей не существует этого взаимоотношения.

Несмотря на то, что существуют некоторые данные, которые, по-видимому, позволили бы нам признать эту гипотезу, она все же не имеет еще достаточного морфофизиологического обоснования. Следует, однако, запомнить существование отличий между судорожной реакцией несозревшего головного мозга и судорожной реакцией созревшего мозга.

При исследовании ЭЭГ у детей необходимо учитывать ряд методических особенностей, связанных с возрастом пациентов. Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на пеленальном столе или на руках у матери. В состоянии бодрствования грудного ребенка обследуют на руках у взрослого, в положении с приподнятой головкой или сидя. Периоды спонтанного закрывания глаз у новорожденных и грудных детей в состоянии бодрствования бывают редкими и непродолжительными. Для выявления альфа-подобного ритма в состоянии бодрствования достаточно создать ситуацию привлеченного внимания, с фиксацией взгляда ребенка на предъявляемой игрушке, в условиях однородности поля зрения (темного или светлого). Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери. В исключительных случаях ЭЭГ-исследование у детей раннего возраста проводят при выходе из медикаментозного сна.

Читайте также:  Горький шоколад и холестерин

Пробу с гипервентиляцией удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть шарик» или « подуть на горячий чай». Регистрация ЭЭГ у детей, особенно при компьютерном варианте, проводится при чувствительности не выше 70 мкВ/см, чтобы избежать искажений вследствие «зарезания» высокоамплитудных биопотенциалов, особенно при гипервентиляции. У детей младшего возраста предпочтителен выбор постоянной времени 0,1 с. При усилении мышечных артефактов в случае необходимости частотную полосу усилителя ограничивают сверху 15—20 Гц.

При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть наклонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов в затылочно-теменных отведениях. Для удобства исследования детей разного возраста желательно наличие шлемов соответствующих размеров.

Электроэнцефалограмма детей и подростков в норме

ЭЭГ новорожденного ребенка в состоянии бодрствования не превышает по амплитуде 20 мкВ, имеет полиморфный характер, с преобладанием медленных колебаний, частотой 1 —3/с. К 2—3-м месяцам у детей увеличивается амплитуда биопотенциалов, появляется ритмическая активность частотой 4— 6/с в затылочных и центральных областях. Формирование фокуса ритмической активности в затылочных областях коры совпадает с появлением у ребенка фиксации взора.

К 4-м месяцам у детей формируются 2 фокуса ритмической активности частотой 6-8/с в затылочных и центральных областях, являющейся предшественником альфа-ритма и роландического ритма, которые хорошо различимы к 6-ти месяцам. Диффузная дельта- и тета-активности у младенцев не является показателем патологического состояния мозга. У грудных детей старше 4-х месяцев при положительных эмоциях во всех областях полушарий в ЭЭГ регистрируется тета-активность амплитудой до 150—200 мкВ.

У детей младшего возраста, от 1 года до 3 лет, в состоянии спокойного бодрствования в затылочных областях в ЭЭГ выявляется альфа-ритм частотой 6—9/с, преобладающий по амплитуде в правом полушарии, депрессирующийся при световой стимуляции. Ритмическая активность того же диапазона частот в центральных областях соответствует роландическому ритму. Тета- и дельта-колебания выражены диффузно, более устойчиво — в центральных областях.

До 3-х летнего возраста активность лобных областей коры значительно снижена по сравнению с задними отделами полушарий. Тета-волны нередко регистрируются в виде групп высокоамплитудных ритмических колебаний, преобладающих в центральных областях и отражающих высокую активность стволовых и подкорковых структур мозга. Иногдау детей этой возрастной группы наблюдается усиленная бета-активность частотой 18—25/с. В задних отделах полушарий выявляются также группы медленных ритмических колебаний частотой 2,5—4,5/с, обозначаемые как «slow posterior rhythm»(SPR), которые наряду с полифазными потенциалами, имеют тенденцию к усилению на протяжении первого десятилетия жизни. У детей 2—3 лет реакция активации коры при звуковой и световой стимуляции характеризуется угнетением альфа-ритма и экзальтацией на этом фоне дельта- и, особенно, тета-активности.

У детей 4—6 лет ЭЭГ выделяют несколько типов ЭЭГ в зависимости от регулярности альфа-ритма, частота которого колеблется от 6,5 до 9,5/с, а амплитуда — от 30 до 100 мкВ, и степени выраженности тета- и дельта-колебаний. Крайние варианты ЭЭГ характеризуются доминированием регулярного («супернормального») альфа-ритма или полным его отсутствием в случаях так называемой полиморфной кривой, в которой единичные альфа-колебания сочетаются с медленными волнами дельта- и тета-диапазонов. Все виды электрической активности могут проявляться странзиторной асимметрией. В ряде случаев в ЭЭГ проявляются билатерально-синхронные веретенообразные вспышки высокоамплитудных (до 100—150 мкВ) колебаний тета-диапазона в теменно-центральных областях. В передних отделах полушарий увеличивается амплитуда ритмическихтета-колебаний, нарастающая при ориентировочной реакции.

Усиление тета-активности у детей в процессе онтогенеза обусловлено, по-видимому, созреванием синхронизирующих структур промежуточного мозга. Полифазные потенциалы в виде редких колебаний проявляются у 70% детей этой группы. У детей 3—5 лет в 40% случаев в задних отделах полушарий выявляются ритмические медленные волны типа SPR, нередко проявляющиеся с асимметрией.

Усвоение ритма световых мельканий у детей этой возрастной группы, как и у детей 2—3 летнего возраста, проявляется преимущественно при частоте мельканий 4—6/с. Малая способность к усвоению частых ритмов альфа- и бета-диапазонов в раннем онтогенезе обусловлена, очевидно, низким уровнем лабильности корковых нейронов. Во время гипервентиляции у детей 4—6 лет диффузные медленные колебания встречаются в 25—45% случаев. У 15—20% детей этой возрастной группы ритмические медленные волны в затылочно-теменных областях выявляются при гипервентиляции и регрессируют через 30—40 с после окончания пробы. Эти волны иногда трудно отличить от эпилептической активности.

ЭЭГ у детей 7—9 летнего возраста характеризуется дальнейшим созреванием коры и учащением альфа-ритма, проявляющегося с частотой 7,5—10,5/с. Частота альфа-ритма быстрее нарастает у девочек. Максимальная амплитуда альфа-ритма выявляется в 9 лет, составляя 30—100 мкВ в затылочно-теменных отведениях (в среднем — 50 мкВ) нередко с преобладанием справа.

В ЭЭГ детей 7—9 лет сохраняются высокоамплитудные веретенообразные вспышки тета-колебаний, преобладающие в центральных областях, которые связывают с нарастающей активностью таламических структур. В 6—8 летнем возрасте вероятность их появления достигает 27%, затем уменьшается. У половины детей 7—9 лет выявляется характерная для взрослых реакция активации, а реакция усвоения ритма сдвигается в сторону высоких частот альфа-, бета-диапазонов. Максимум выраженности реактивных изменений в ЭЭГ при гипервентиляции к 9 годам характеризуется нарастанием генерализованной дельта- и тета-активности или медленного высокоамплитудного ритма, преобладающего в задних отделах полушарий.

К 10 годам практически заканчивается формирование основного коркового ритма, достигающего в среднем частоты 10/с. Однако устойчивый альфа-ритм у детей 10—12 лет в затылочно-теменных областях выявляется лишь в 50% процентов случаев. Часто в ЭЭГ детей 10—12 лет проявляются низкоамплитудные тета-колебания. К 12 годам у детей наблюдается стабилизация альфа-ритма, меньшая выраженность полифазных потенциалов и SPR, исчезновение билатеральных вспышек разрядов в сенсомоторных областях, что свидетельствуют о морфо-функциональном созревании коры и усилении ее тормозных влияний на нижележащие структуры мозга. У подростков 13—15 лет средняя частота альфа-ритма составляет 10—10,5/с и доминирует во всех областях коры. После 13 лет менее выраженной становится реакция на гипервентиляцию. К 15 годам исчезают полифазные потенциалы и SPR, уменьшается степень выраженности медленных волн в центральных областях коры. ЭЭГ девочек «созревает» на 1 —2 года быстрее, чем мальчиков.

В пубертатный период в ЭЭГ в ряде случаев проявляются регрессивные отклонения с усилением тета-активности и замедлением формирования высокочастотного альфа-ритма, а также снижением когерентности во всей полосе альфа-ритма. Особенностью этого возрастного периода нередко является снижение порога эпилептической готовности мозга.

– Вернуться в оглавление раздела "неврология"


Комментарии
  1. Елена Петровна () Только что
    Спасибо Вам огромное! Полностью вылечила гипертонию с помощью NORMIO.
  2. Евгения Каримова () 2 недели назад
    Помогите!!1 Как избавиться от гипертонии? Может какие народные средства есть хорошие или что-нибудь из аптечных приобрести посоветуете???
  3. Дарья () 13 дней назад
    Ну не знаю, как по мне большинство препаратов - полная фигня, пустатая трата денег. Знали бы вы, сколько я уже перепробовала всего.. Нормально помог только NORMIO (кстати, по спец. программе почти бесплатно можно получить). Пила его 4 недели, уже после первой недели приема самочувствие улучшилось. С тех пор прошло уже 4 месяца, давление в норме, о гипертонии и не вспоминаю! Средство иногда снова пью 2-3 дня, просто для профилактики. А узнала про него вообще случайно, из этой статьи..

    P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
  4. Евгения Каримова () 13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на препарат!
    P.S. Я тоже из города ))
  5. Дарья () 13 дней назад
    Евгения Каримова, так там же в статье указана) Продублирую на всякий случай - официальный сайт NORMIO.
  6. Иван 13 дней назад
    Это далеко не новость. Об этом препарате уже все знают. А кто не знает, тех, видимо давление не мучает.
  7. Соня 12 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  8. юлек36 (Тверь) 12 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала получили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  9. Ответ Редакции 11 дней назад
    Соня, здравствуйте. Средство от гипертонии NORMIO действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день оригинальный препарат можно заказать только на специальном сайте. Будьте здоровы!
  10. Соня 11 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  11. александра 10 дней назад
    чтобы капли помогли? да ладно вам, люди, не дошла еще до этого промышленность
  12. Елена (Сыктывкар) 10 дней назад
    Случайно набрела на эту статью. И что я вижу!! Рекламируют наш NORMIO! Ну не в смысле мой, а в том плане, что я мужу его покупала. Он не знает, что я здесь пишу, но все-таки поделюсь. Это ж и моя радость, скорее даже полностью мое счастье! Короче, я вот тоже читала отзывы, смотрела как и что и заказала это средство. А то мой муж уже весь отчаялся, уже много лет было давление 180 на 110! Таблетки разные пил от этого у него с желудком проблемы были, а давление все равно было высокое. Решали чего дальше делать. А тут в общем начал NORMIO пить и теперь ура! Никаких проблем у него, давление в норме, всегда бодр и активен!
  13. Павел Солонченко 10 дней назад
    Подтверждаю, этот препарат действительно помогает! Вылечил свою гипертонию всего за 4 недели! До этого 4 года мучался от постоянного давления, головных болей и т.д. Спасибо большое!
  14. Юлия Л 10 дней назад
    С трудом верится... но столько людей говорит что работает, должно работать. Я завтра начинаю!
  15. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Хочу постараться избавиться от гипертонии побыстрее, а главное как-нибудь попроще и безболезненно, посоветуйте что-нибудь.
  16. Дмитрий (врач Кардиолог) 8 дней назад
    Валерия, лучший вариант - обратиться к врачу! Но если нет времени на поход в поликлинику, подойдет и NORMIO, который уже советовали выше. В последнее время многим его назначаю, результаты очень хорошие! Выздоравливайте.
  17. Оксана (Ульяновск) 8 дней назад
    Спасибо огромное за ответ, заказала!
  18. Наташа 5 дней назад
    У мужа гипертония, бегаем по врачам вместе. Люблю его, жизнь отдам за него, но никак не могу облегчить его страдания. Ладно, теперь Вы со своей историей появились, для нас появилась надежда. А то уже все перепробовали.
  19. Валера () 5 дней назад
    Совсем недавно хотел снова обратиться к врачам, уже к хирургу решился пойти, кругленькую сумму приготовил, но сейчас мне это не нужно! 2 месяца – и я здоров, прикиньте. Так что, народ, не дурите, никакие таблетки не по-мо-гут! Только это природное средство, других способов я не знаю, да и не хочу знать уже



Adblock detector