В человеческом организме много удивительных загадок, которые не так-то просто понять с первого раза, и память одна из них. Запоминание информации – это одна из возможностей нервной системы. Все это собирается на невидимых полочках нашего мозга, и, при необходимости, информацию можно извлекать и пользоваться. Без памяти человек не сможет вести нормальную социальную жизнь. Любое нарушение в этой области может повлечь за собой череду серьезных последствий. От проблем с памятью страдает не только сам человек, но и окружающие близкие люди. Это далеко не единственная проблема, которую несет плохая память, причины недуга могут быть самыми разными.
Общая информация
Память бывает двух видов: кратковременная и долговременная.
Все, что мы воспринимаем мельком, чаще всего забывается за несколько минут, именно так и работает кратковременная память. Разумеется, смысл такой информации человек не улавливает. Благодаря этой памяти человеческий мозг не засоряется ненужной информацией.
Долговременная память имеет совершенно противоположное значение. Она приводит поступающую информацию в порядок, накапливая ее. Хранится информация долговременной памяти неопределенный срок. Именно за счет нее человек помнит все знания и способен к обучению. Это невероятно трудный процесс мозга, однако человек считает его самым обычным. Для успешной эксплуатации памяти необходимо иметь хорошую концентрацию, одно без другого будет не ценно в обучении.
Провалы памяти у детей и взрослых
У явления «плохая память» причины могут быть самые разнообразные. В случае, если малыш рождается с отсталостью, его память будет крайне слабой, это значит, что к серьезному обучению такой человек не будет готов и во взрослой жизни. Детская психика больше восприимчива к внешним и внутренним проблемам, это значит, что стрессов малышу не избежать.
Взрослые причины плохой памяти крайне редко встречаются у детей, эти патологические состояния приобретаются лишь по мере взросления.
Причины плохой памяти детей:
- Жизнь в постоянном стрессе (неблагополучные условия жизни, проблемы в школе, с ровесниками во дворе);
- Врожденные заболевания (синдром Дауна);
- Зрение ниже нормы;
- Анемия и авитаминоз;
- Рак мозга;
- Астения;
- Расстройства психики;
- Частые болезни, провоцируемые вирусами;
- Отравление организма алкоголем или наркотиками;
- Травмы черепа.
Взрослые страдают плохой памятью в следствие приобретенных недугов:
- Вертебробазилярная недостаточность;
- Стрессы, хроническая усталость в эмоциональном плане;
- Черепно-мозговые травмы;
- Нарушения в плане метаболизма;
- Атеросклероз;
- Дисбаланс гормонального фона;
- Острое нарушение кровообращения в сосудах мозга;
- Болезнь Альцгеймера;
- Дисциркуляторная энцефалопатия;
- Депрессия, шизофрения;
- Остеохондроз.
Забывчивость детей
Другой подход необходим детям, у которых плохая память случилась в следствие каких-либо внешних факторов. Отличие реакции детей на определенные факторы:
- Алкоголизация – причина многих проблем, плохая память одна из них. Подростковый организм реагирует на опьянение иначе, чем взрослый, уже на первых этапах пьянства начинаются провалы в памяти;
- Часто провалы в памяти у ребенка связаны с определенными событиями негативного характера. К примеру, отравление или травма;
- Обычно ребенок забывает небольшой временной промежуток. Четкости у детской амнезии нет, ее очень трудно определить.
Необходимо знать до лечения
Перед тем, как определить схему лечения, необходимо узнать точный диагноз и определить, чем было спровоцировано нарушение. Узнать все это можно, определив следующую информацию:
- Какие болезни мучают человека. Чаще всего прослеживается связь между заболеваниями в настоящем или патологиями в прошлом с ухудшением состояния работы мозга;
- Есть ли факторы, подразумевающие ухудшение памяти. К примеру, деменция, черепно-мозговая травма или прием определенных медикаментов;
- Какие лекарственные средства принимает пациент, есть ли возможность ухудшения состояния памяти от них.
При выявлении причин ухудшения памяти необходимо сделать биохимию крови. Таким анализом выявляются проблемы гормонального фона, дефицит витаминов и нарушения на метаболическом уровне.
Коррекция нарушения памяти
В процессе старения организма происходит множество сбоев, особенно это относится к мозгу. Память становится хуже, что естественно. Частая забывчивость, сниженная концентрация – итоги ухудшения работы мозга. Однако на качестве повседневной жизни это практически не сказывается. При правильной подготовке в пожилом возрасте можно приучиться быстро вспоминать необходимую информацию, но потребуется время.
Есть множество фармакологических препаратов, которые не только помогаю поддерживать память в тонусе, но улучшают умственные способности человека. К таким препаратам относятся ноотропы.
Не стоит забывать, ноотропы относятся к симптоматическому лечению, чтобы получить полную схему лечению, необходимо обратиться к специалисту.
Видео о проблемах с памятью
В этом видео вы узнаете, как улучшить внимание и память:
Были у неврологов (двух разных) в УГМК и в Докторе Плюс.
Очень плохая память. Есть еще проблемы с буквой Р. Боится сложностей или незнакомых задач до слез.
Через год в школу(((((((
Прописали кучу всего – томатис, интерактивный метроном, нейропсихолога, логопеда
Еще амплипульс, электрофорез, массаж, парафин
Танакан, магний еще.
Сделали всё кроме томатис и метронома.
Куда посоветуете обратиться? Не помогло лечение
Заняться самим. Причём, давненько уже надо было этим озадачиться. Если, конечно, это не ЗПР. Неврологи не очень помогут, к психиатру бы – точнее будет заключение и рекомендации.
Развитие памяти – процесс длительный, постоянный, ни один специалист не скажет: "Всё, развилась у Вас память, больше можно не заниматься. "
Смотрит мультики – просите рассказывать, что запомнил.
Читаете ребёнку рассказ – аналогично.
Учите постоянно наизусть – хоть по 2-3 строчки, короткие стишки.
Игра "Что изменилось" – выкладываете предметные картинки, просите запомнить, закрывает глаза, одну картинку убираете или перекладываете, отвечает: что изменилось, исчезло.
Посмотрите в Яндексе – заданий для развития памяти – полно. Но заниматься надо ежедневно, постоянно Даже если лень, некогда и т.п.
Случалось ли так, что вы просите своего ребенка что-то сделать, а он не делает? Не стоит делать поспешных выводов и считать, что ваш ребенок непослушный или просто невнимательный. Причиной может быть совсем другая проблема: плохая память. Большинство маленьких детей очень активны и как губки впитывают всю информацию. Но зачастую им бывает сложно сохранить и потом воспроизвести услышанное или увиденное. С возрастом такая проблема может перерасти в так называемый «снежный ком». А когда малыш пойдет в школу он столкнется с необъятным потоком информации, которую ему нужно будет запомнить, чтобы преуспеть в классе и быть на одном уровне с одноклассниками. Именно поэтому развитием памяти необходимо заниматься с самого детства.
Для того, чтобы помочь родителям понять, действительно ли у вашего ребенка плохая память, ученые Сьюзан Газеркоул и Трэйси Алауей составили портрет такого ребенка:
- У него нормальные социальные отношения с ровесниками.
- Не может ответить на прямо поставленные вопросы.
- Ему сложно следовать инструкциям.
- Теряется при выполнении сложных заданий и отказывается их делать.
- Кажется невнимательным.
- У него возникают проблемы с заданиями, где нужно сохранять и обрабатывать информацию.
Причиной плохой памяти у ребенка может быть как его питание, образ жизни, так и наследственность. Ни в том, ни в другом случае отчаиваться не стоит, ведь все можно исправить и улучшить.
Ваш ребенок может быть сильно загруженным: детский сад, кружки, секции, домашние задания, домашние обязанности. Результатом становится плохой сон. Из-за перегрузки и недосыпа дошкольник может стать невнимательным и рассеянным.
Родителям необходимо создать для ребенка режим дня и помогать справляться с теми заданиями, выполнить которые качественно он не успевает. Также немаловажно упорядочить питание малыша. Его рацион должен включать необходимый набор витаминов и полезных веществ. Вы должны включить больше рыбы, мяса, яиц, фруктов и овощей – и свести на нет употребление жвачек, сладостей, сладкой газировки, снеков и фабричных печений, которые так любят хватать дети между приемами пищи. Врачи рекомендуют употреблять чернику, ведь она способствует работе мозга и помогает улучшить память. Минимальная порция – 1 стаканчик в 5 недель.
Помимо правильного образа жизни и питания, не стоит забывать и об упражнениях, которые вносят свою лепту в борьбу с плохой памятью у ребенка. Стоит учитывать, что даже взрослый человек с помощью регулярный занятий и упражнений сможет улучшить работу своей памяти многократно.
Начинать следует с самых пеленок, читая малышу сказки, стишки и песенки. Психологи и логопеды рекомендуют чаще выбирать для чтения сказки фольклорные, где можно найти много повторов. Например, в сказке «Колобок» главный герой каждому новому встречному рассказывает свою историю побега. Слыша такие повторы очень часто, а не однократно, ребенок откладывает их в памяти. Как только ребенок становится способен запоминать и декламировать стихи, нужно заучивать их как можно чаще. Пусть даже самые маленькие, – в раннем дошкольном детстве они хорошо запоминаются, и ребенок будет переживать ситуацию успеха, когда будет декламировать их перед родными. Успех будет для него самым позитивным фактором и хорошей мотивацией для того, чтобы учить стихи снова – а значит, развивать слуховую и образную память.
Большую роль в развитии памяти играет общение с ребенком. Необходимо с ним часто разговаривать, обсуждая любые темы до деталей или же расспрашивать у ребенка о том, как он провел свой день, что ему больше всего запомнилось. Рассматривая что-то новое, неизвестное ребенку, необходимо акцентировать его внимание на мелких, но важных деталях, которые он сам не заметил, но должен знать. Спустя 1-2 дня после тематической беседы распросите ребенка, что он может вспомнить, я добавьте новый факт к уже обсуждаемым. Таким образом вы покажете ребенку полезность, практический смысл запоминания.
Конечно же, играйте с ребенком в игры. Важное условие: они должны быть занимательными и ежедневными. Известный метод Монтессори включает в себя манипуляции игрушками ребенка, чем вы и можете воспользоваться. К примеру, если ваш ребенок играет несколькими игрушками, возьмите у него одну и спросите, какой игрушки не хватает.
Игра «Что где лежит?» способствует не только развитию памяти, но и логического мышления. Правила игры таковы: вам следует собрать несколько вещей из квартиры в одну коробку. Эти вещи должны быть хорошо известными малышу. Например, мыло, чашку, ложечку для обуви и игрушку. Разглядывая эти объекты, ребенок должен вспомнить, где должны лежать эти вещи и разнести их на правильные места.
Помогите и научите ребенка правильно запоминать информацию. Поделитесь с ним способами запоминания, которые могут включать ассоциацию, образное мышление и т.д. Например, если у вашего ребенка проблема с запоминанием сторон: правая и левая, покажите ему, что большой и указательный палец левой руки формируют латинскую букву «L».
Со старшими детками необходимо использовать принцип одного уровня сложности задания за одно занятие, исключением могут стать сочетание заданий на повторение и новых задач на память. Если малышу сложно запомнить стих или какую-то другую информацию, разделите ее на маленькие блоки или секции. Пусть он начинает учить маленькими частями, объедения их потом в большие блоки. Такой принцип поможет ему воспроизвести информацию как можно точнее.
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))