112. Запишите основные функции крови.
1. Осуществляет связь между органами тела.
2. Принимает участие в регуляции работы организма.
3. Защищает организм от ядовитых веществ, болезнетворных организмов.
4. Регуляция температура тела.
113. Заполните таблицу.
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.
Названия форменных элементов Форма и цвет Наличие ядра Чисо в 1 мм в кубе Место образования Значение лейкоциты бесцветные есть, но различны 6000-8000 красный костный мозг защищают от болезнетворных микробов эритроциты красноватая окраска нет ядра 4,5-5,5 млн красный костный мозг выполняют дыхательную функцию, удаление углекислого газа из тканей кровяные пластинки бесцветны без ядра до 400 000 красный костный мозг процесс свертывания крови
114. Используя материал учебника, составьте круговвую диаграмму "Состав плазмы крови".
115. Выполните лабораторную работу "Микроскопическое строение крови".
1. Рассмотрите выданный вам готовый микропрепарат крови человека под микроскопом.
2. Найдите на препарате хорошо различимые клетки и зарисуйте их.
3. Подпишите на рисунке клетки крови.
4. Сделайте вывод, какие клетки входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови.
В состав крови входят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты (кровяные пластинки). Эритроцитов больше.
5. Объясните, как строение клеток крови связано с выполняемыми ими фунцкиями.
Благодаря гемоглобину, эритроциты выполняют дыхательную функцию в крови, т.к. гемоглобин легко соединяется с кислородом. Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микробов, обволакивая и затем переваривая микроб. У тромбоцитов форма пластинки, они участвуют в заживлении ран.
Класс: 8
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Форма урока: классный урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-беседа.
Цель урока: выяснить состав крови; от чего зависят функции крови; как и при каких обстоятельствах, образуется тромб.
Задачи урока:
- Обучающая: сформировать представление о составе крови, её форменных элементах, их строении и значении.
- Развивающая: продолжить обучение умение находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, сравнивать клетки эритроцитов и лейкоцитов, применять знания о количестве клеток крови для профилактики сохранения здоровья.
- Воспитывающая: сформировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Методы урока: словесные (рассказ, беседа); наглядные (плакаты, зарисовка на доске), практические методы.
Средства обучения: таблицы “Кровь” и “Кровеносная система”; 2 двухлитровые банки с водой, подкрашенной красной гуашью; набор для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, готовые микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”; инструктивная карточка.
I. Организационный момент (2 мин)
– Здравствуйте, ребята. Садитесь! Давайте отметим отсутствующих. Итак, начнём наш урок!
II. Актуализация знаний (4 мин)
1) Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?
2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?
3) Что такое лимфа?
4) Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?
III. Изучение нового материала (30 мин)
1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работать с общей темой “Внутренняя среда организма”. Тема урока “Состав и функции крови” (записать в тетрадь).
Какова цель нашего урока? (дети высказывают предложения по постановке цели урока)
1. К какому типу ткани относится кровь организма человека? (соединительная ткань).
2. Какие ещё виды тканей относятся к типу соединительной? (лимфа, костная ткань, хрящевая, жировая, рыхло-соединительная и т. д.).
Для выполнения поставленной цели нашего урока мы сегодня с вами в деталях познакомимся с составом и функциями крови.
Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках определение “кровь” и запишите в своих тетрадях (учащиеся записывают определение крови в тетрадь)
1. Вытекает ли кровь в полость тела? (нет, она замкнуто движется внутри сосудов)
2. Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5 л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.
Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости. В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите? (красный осадок и желтоватая жидкость)
Схема на доске (устно проговорить):
Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?
Функции плазмы:
- Взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой;
- Питательная;
- Выделительная;
- Защитная;
- Регуляторная (учащиеся записывают функции плазмы в тетрадь)
В своих тетрадях с печатной основой выполним задание №62. (учащиеся заполняют таблицу “Строение и функции крови”).
Учитель: Сейчас проверим правильность заполнения вашей таблицы.
(учитель дополняет ответ учащихся по форменным элементам крови):
1. Эритроциты:
- Красные кровяные тельца.
- Зрелые эритроциты не содержат ядра.
- Форма двояковогнутых дисков.
- Циркулируют 120 дней.
- Разрушаются в печени и селезенке.
- Содержат белок — гемоглобин.
- В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин.
- Гемоглобин в форме карбоглобинапереносит из тканей в лёгкие и небольшое количество углекислого газа.
2. Лейкоциты:
- Белые клетки крови.
- Главная функция лейкоцитов – защита.
- Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом
- Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;
- В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества.
В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.
3. Тромбоциты:
- Кровяные пластинки
- Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.
- Продолжительность жизни 5-7 дней.
- Образуются тромбоциты в красном костном мозге.
Функция: СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ.
2.Лабораторная (демонстрационная) работа.
Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: микропрепараты крови человека, лягушки; микроскоп.
1. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа микропрепараты крови человека.
Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.
Зарисуйте 1-2 эритроцита.
2. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.
Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.
3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу.
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки
Эритроцит | Диаметр клетки, мкм. | Форма клетки | Наличие ядра |
Человека | 7-8 | ||
Лягушки | 21-24 |
4.Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.
В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
Решить задачу: криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Учитель предлагает решить задачу теоретически, выясняя какие вопросы надо рассмотреть при решении этой задачи, для этого какие элементы крови надо сравнить, затем решают задачу практически. По вызову учителя, подходят к препаратам и определяют, где какая кровь. Далее они заполняют таблицу, предложенную учителем. В конце решения задачи выясняют, чья кровь переносит больше кислорода. Почему? (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, эта кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку, но безъядерные эритроциты характерны для всех млекопитающих, поэтому дать окончательный ответ невозможно.)
Закрепление изученного материала (7 мин)
Подводя итог изученного материала какие же основные функции выполняет кровь в нашем организме? (учащиеся отвечают)
1. Транспортная:
- перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;
- доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям;
- удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей
- перенос гормонов, медиаторов.
2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.
3. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.
4. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза: рН, осмотического давления и др.
Учитель: У вас есть бланки, где написаны предложения. Если предложение по смыслу правильное, то напротив поставьте “+”, если нет, то “-”. Подпишите бланки. На это задание даю 3 минуты.
А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг, другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили?
Бланк
Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”
Прочитайте предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте “+”, если предложение неверно, поставьте “-”.
1. Кровь – это твёрдая ткань.
2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.
3. Плазма занимает 50% от объёма крови.
4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.
5. Эритроциты выполняют защитную функцию.
6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.
7. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.
8. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.
9. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.
10. Гемоглобин простой или сложный белок.
V. Задание на дом (2 мин):
1. Параграф 17 учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;
2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов;
3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно обращаться для обследования крови?
VI. Подведение итогов (3 мин): проводится беседа по обсуждению результатов работы учащихся. Учитель высказывает об успешных достижениях на уроке, выставляет оценки.
от проекта «Инфоурок»
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))