Данный текст поможет Вам разобраться – для чего нужна функциональная диагностика (ФД) и какие виды ФД существуют в нейрофизиологии, в чем отличие данных исследований от других (в первую очередь рентгеновских и томографических) методов.
Виды диагностики
Условно можно разделить все приборы и инструменты, позволяющие заглянуть внутрь организма, на две группы – средства структурной и функциональной диагностики. Первая (к этой группе относятся рутинная магнитно-резонансная и компьютерная томография, рентгеновское исследование, УЗИ) показывает «как орган устроен». Вторая (уже названные электрофизиологические методы, средства визуализации электромагнитного, теплового излучений и многие другие) – как он работает.
Функциональные методы характеризует более широкая направленность – они применяются не только и не столько для выявления заболевания, сколько для оценки того, как орган или система органов справляется со своими обязанностями (как правило, определяется один или несколько показателей, поэтому о «диагностике всего организма» речи и быть не может). Существенной особенностью является также отсутствие одной для всех нормы – поскольку каждый организм уникален и работает по-своему. Все методы функциональной диагностики практически безвредны – их можно выполнять хоть каждый день и относительно быстро выполняются (5…20 минут). Однако не менее важным чем запись результатов является их «расшифровка». Поскольку нет единой нормы, врачу приходится при исследовании давать организму специальные нагрузки – функциональные пробы, сравнивать результаты повторных обследований (поэтому мы всегда просим приносить результаты предыдущих исследований), учитывать всю совокупность факторов, которые могут влиять на исследуемые функции.
Методы
Кардиоинтервалография (КИГ) – по результатам анализа изменений скорости и ритмичности работы сердца позволяет судить о состоянии регулирующей его вегетативной нервной системы.
Реоэнцефалография (РЭГ) – отражает состояние кровотока и тонус мозговых сосудов.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – регистрация биопотенциалов головного мозга. Работа мозга сопровождается электрической активностью, которую можно записать в виде электроэнцефалограмм. ЭЭГ отражает суммарную деятельность мозга; наивно ожидать от расшифровки подобной записи, скажем, содержания мысли.
Эхоэнцефалоскопия (ЭХО) – показывает состояние внутричерепного давления.
Метод вызванных потенциалов (ВП) позволяет тестировать состояние центральной нервной системы, подавая с постоянными временными интервалами сигналы на ее входы. Так можно проверить работу систем мозга, отвечающих за зрение, за слух или за память и обработку новой информации.
Кардиоинтервалография (кардио + интервалограф) – метод исследования деятельности сердца, основанный на графической регистрации интервалов между последовательными зубцами R электрокардиограммы.
Наиболее распространенным является метод обработки кардиоинтервалов с помощью гистографического анализа: вычисляется мода распределения, ее амплитуда и вариационный размах и на основании этих параметров вычислялся интегральный показатель — индекс напряжения (ИН). Индекс напряжения пропорционален средней частоте сердечных сокращений и обратно пропорционален диапазону, в котором варьирует интервал между двумя ударами сердца.
В норме в спокойном состоянии сердечный ритм преимущественно регулируется собственным водителем ритма и теми местными влияниями, которые поступают от симпатических и парасимпатических ганглиев, а также уровнем некоторых гормонов в крови (например, адреналина). При этом частота сердечного ритма волнообразно меняется, разброс времени между отдельными сердечными ударами достаточно велик, ИН низкий, (не превышает 100 у. е.).
При состояниях, требующих повышенной готовности, быстроты реакции, при стрессе и некоторых патологических состояниях к регуляции сердечного ритма, подключаются более высокоорганизованные структуры мозга — ствол и кора головного мозга. Ритм становится более правильным, время между ударами одинаковым, — это так называемый «жёсткий ритм». При этом ИН сильно увеличивается.
При патологических состояниях со стороны сердца (стенокардия, ишемическая болезнь сердца) ИН также увеличивается, и при высоком риске возникновения инфаркта миокарда может превышать 500—600 у. е. У людей со здоровой сердечно – сосудистой системой, на фоне стресса, повышенного внимания, готовности, этот показатель повышается иногда до 200—300 у. е., причем, чем выше этот показатель — тем сильнее уровень стресса.
31 Одномоментная функциональная проба с 20-ю приседаниями. (Мартинэ-Кушелевского): методика проведения и оценка.
Это одна из наиболее распространённых функциональных проб. Проводится на физкультурниках и начинающих спортсменах.
Методика проведения. После 2 – 3 минутного отдыха в покое в положении сидя исследуются пульс и АД, рассчитывается ПД(пульсовое давление). Затем выполняется дозированная нагрузка: 20 приседаний за 30 секунд (И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдольтуловища; приседание – руки вперёд). После нагрузки исследуемый быстро садится, и в течение 5 минут у него измеряется пульс и артериальное давления на каждой минуте восстановления (за первые 10 с измеряется пульс, за оставшееся время – АД). Все сведения заносятся в протокол обследования спортсмена. Оценка пробы даётся по типу реакции на нагрузку и времени восстановления.
Восстановление оценивается как удовлетворительное, если ЧСС и АД достигли исходного уровня на 5-й минуте, хорошее – на 4-й минуте, неудовлетворительное – ЧСС и АД не восстановились.
32 Трехмоментная функциональная проба Летунова: методика проведения и оценка.
Проба Летунова основана на определении адаптации сердечно – сосудистой системы к разным по интенсивности и продолжительности нагрузкам. Она состоит из трёх нагрузок: 20 приседаний за 30 секунд; 15-ти секундный бег на месте в максимальном темпе; и бег на месте с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в минуту, для мужчин – 3 минуты, для женщин и подростков – 2 минуты.
Данная проба позволяет более разносторонне исследовать функциональные способности ССС у спортсменов высокого класса. Скоростная нагрузка (15-секундный бег) выявляет способность ССС к быстрой мобилизации; нагрузка на выносливость (2-3–минутный бег) – способность ССС поддерживать необходимый уровень кровообращения в течение продолжительного времени. Первая нагрузка служит разминкой к последующим основным нагрузкам. По пробе Летунова хорошо оценивать адаптацию к нагрузкам спортсменов, в тренировках которых развиваются такие качества, как скорость и выносливость. В зависимости от направленности тренировочного процесса (спринтер, стайер), при проведении пробы особое внимание обращается на ту часть пробы, в которой выявляются определённые спортивные качества. Динамика показателей функциональной пробы может помочь тренеру оценить уровень подготовленности спортсмена и корректировать тренировочный процесс.
Методика проведения. После 2 – 3 минутного отдыха в покое в положении сидя исследуется пульс и АД. Затем исследуемый выполняет 1-ю нагрузку: 20 приседаний за 30 секунд. После нагрузки в положении сидя измеряются пульс и АД в течение 3-х минут. Причём ЧСС подсчитывается за первые 10 секунд, а АД –за оставшиеся 50 секунд на каждой минуте восстановления. После этого выполняется 2-я нагрузка: бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра и энергичной работой руками. После нагрузки в течение 4-х минут исследуется пульс и АД. Далее выполняется 3-я нагрузка: 2-3-х минутный бег на месте с высоким подниманием бедра. По окончании нагрузки пульс и АД исследуется в течение 5 минут.
1-я нагрузка – систолическое АД повышается на 15-25 мм рт. ст. (в пробе Мартине-Кушелевского на – 20-30 мм рт. ст.), диастолическое АД остаётся прежним или снижается на 5-10 ммрт. ст., ПД возрастает на 50-80 %, ЧСС увеличивается на 5-8 ударов за 10 с (50-80 %);
2-я нагрузка – систолическое АД повышается на 40-50 мм рт. ст., диастолическое АД снижается на 20-30 мм рт. ст., ПД возрастает на 100-120 %, ЧСС увеличивается на 10-14 ударов за 10 с (80 – 100 %):
3-я нагрузка – систолическое АД повышается на 40 60- мм рт. ст. ( в пробе Котова-Дёшина – на 40 – 60 мм рт. ст.), диастолическое АД снижается на 20 –40 мм рт. ст., ПД возрастает на 100 – 120 %, ЧСС увеличивается на 10 – 16 ударов за 10 с (100 – 120 %).
Для количественной оценки на нагрузку рассчитывают показатель качества реакции (ПКР) по формуле Б. П. Кушелевского:
ПКР=ПД1 – ПД0 / ЧСС1 – ЧСС0 (усл. ед),
Где: ПД0 – пульсовое давление в покое (мм рт. ст.),
ПД1 – пульсовое давление на первой минуте восстановления,
ЧСС0 – частота сердечных сокращений в покое (уд./мин),
ЧСС1 – частота сердечных сокращений на первой минуте восстановительного периода (уд./мин).
При нормотоническом типе реакции ПКР = 0,5 – 1 усл. ед.
Восстановление оценивают как удовлетворительное, если ЧСС и АД возвращаются к исходному уровню на последней минуте восстановительного периода, в частности, после 1-й нагрузки – на 3-й минуте, после 2-й – на 4-й минуте, после 3-й нагрузки на 5-й минуте восстановительного периода. Чем лучше подготовлен спортсмен, тем менее выражена реакция пульса и АД на физическую нагрузку и короче время восстановления. Восстановление оценивается как хорошее, если ЧСС и АД вернулись к исходному уровню за 1 минуту до окончания периода восстановления. Отличную оценку дают ходу восстановления, если ЧСС и АД вернулись к исходному уровню за 2 минуты до окончания периода восстановления.
Ниже приведены сведения о некоторых их особенностях и физиологической интерпретации.
Кардиоинтервалография использует графическое представление данных об изменениях СР при помощи регистрации последовательных кардиоинтервалов. Последние рисуются в виде столбиков, высота которых соответствует времени между соседними сокращениями сердца (чаще всего они измеряются по длительности RR-интервалов), а сам График называется "кардиоинтервалограммой" (КИГ).
Вначале при регистрации ЭКГ измеряются последовательные RR-интервалы (первые пять из них обозначены как RR1 — RR5). После этого выстраиваются столбики, соответствующие длительности.
В оценке КИГ важен учет как постоянной его составляющей (средняя величина RR), так и характеристик переменной части (огибающая вершины столбиков RR). Огибающая, взятая отдельно, также несет в себе большую информацию и называется "ритмограммой" (РГ).
Если условия окружающей и внутренней среды обследуемого не меняются, то получаемая КИГ (или РГ) называется "стационарной" (СКИГ или СРГ). Д. И. Жемайтите и З. Я. Янушкевичусу [1982] разработали метод и визуального анализа СРГ (СКИГ). Они выделили 6 классов СРГ по различию периодической структуры их ритма. На рис. 8 представлены образцы ритмограмм этих классов и соответствующие им условные соотношения уровней влияния пара- и симпатического отделов вегетативной нервной системы на работу СУ.
Для 1 класса (РП) характерна выраженная дыхательная аритмия с непостоянными периодами и амплитудами волн. При этом наблюдается или урежение ЧСС или нормальная его величина. Этому соответствует усиление регуляторных парасимпатических влияний СУ.
2 классу (РГ2) также свойственна выраженная дыхательная аритмия с постоянным периодом на фоне нормального пульса. Это связывается с преобладанием парасимпатических влияний при нормальной регуляции СР.
В СРГ 3 класса (РГЗ) появляются медленные волны малого и непостоянного периодов и амплитуды при отсутствии дыхательной аритмии. Это нормальный или несколько учащенный СР обусловлен усилением симпатических влияний.
СРГ 4 класса (РГ4) характеризуется медленными волнами малого и постоянного периодов на фоне умеренного учащения ритма, что свойственно преобладанию симпатических влияний при нормальной регуляции СР.
В СРГ 5 класса (РГ5) наблюдаются медленные волны большого периода; СР стабилизирован и учащен. Симпатические влияния здесь предельно усилены, парасимпатические — снижены.
Для 6 класса (РГ6) типично то, что СР учащен и полностью стабилизирован с отсутствием практически каких-либо волн. Это обусловлено как предельным усилением симпатических, так и почти полным отсутствием парасимпатических влияний.
Авторами классификации также дополнительно выделены ритмограммы 5 и 6 класса второй градации.
6 класс второй градации характеризуется стабилизацией СР (волновая структура отсутствует) и его урежением. Это наблюдается при предельном усилении парасимпатических влияний на фоне снижения симпатических.
5 классу второй градации свойственны медленные волны большого периода при нормальном или несколько учащенном СР. Такие параметры связываются со снижением влияния парасимпатического или обоих отделов вегетативной нервной системы.
Наконец, авторы указывают на существование еще одного варианта 6 класса РГ с полной стабилизацией СР при нормальной или умеренно повышенной его частоте. Это может быть обусловлено снижением влияния парасимпатического или обоих отделов вегетативной нервной системы.
В процессе естественной жизнедеятельности все классы СРГ, могут наблюдаться только у здоровых тренированных лиц. При этом ритмограммы б класса 2 градации (стабильный СР на фоне выраженной брадикардии) встречаются только в состоянии покоя у спортсменов высокого мастерства в период интенсивных тренировок; ритмограммы 6 класса (стабилизация ритма на фоне тахикардии) — при субмаксимальных и максимальных физических или психологических нагрузках. Всё другие класы РГ распределены между этими крайними вариантами в порядке от 1 до 6 класса по степени уменьшения парасимпатической регуляции и увеличения симпатической в зависимости от конкретной ситуации.
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))