У некоторых детей возникают трудности с освоением школьной программы, и многие педагоги и психологи склонны называть это школьной дезадаптацией, т.к. не могут найти веских причин для подобного состояния.
При более детальном обследовании ребенка, можно выявить, что его способности и навыки страдают из-за не грубых нарушений высших психических функций. Совокупность таких нарушений, на данный момент принято называть синдромом минимальной мозговой дисфункции или ММД.
Данное понятие появилось сравнительного недавно – в середине прошлого века, и оно охватывает ряд симптомов, объединённых в синдром, который проявляет себя нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы, и затрагивает различные сферы психики ребенка: эмоциональную, поведенческую, двигательную, интеллектуальную и пр.
Также наблюдается неврологическая симптоматика, но практически все нарушения исчезают или значительно сглаживаются с возрастом.
Что провоцирует развитие синдрома у детей
Основные причины, из-за которых развивается минимальная мозговая дисфункция, воздействуют еще на плод во время беременности, или же после родов, очень редко в раннем детстве. Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:
- наследственная предрасположенность;
- гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;
- различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;
- анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;
- сильный токсикоз;
- угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;
- любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;
- недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;
- преждевременные роды;
- слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;
- повреждение спинного мозга в процессе родов;
- недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;
- развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.
Комплекс синдромов при на почве ММД
Минимальная мозговая дисфункция наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах.
Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.
И дело вовсе не в том, что ваш ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.
При минимальной мозговой дисфункции наблюдаются следующие симптомы и синдромы:
- Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
- Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
- Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
- Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
- Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
- Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.
У младенцев основные симптомы синдрома следующие:
- повышенная плаксивость и капризность;
- учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
- наличие спазмов и судорог;
- расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта): частое срыгивание, понос и пр.;
- трудности со сном и засыпанием.
Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста, на почве минимальных мозговых дисфункций:
- гиперактивность и синдром дефицита внимания (ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте);
- ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий;
- часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими;
- вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе;
- возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений).
Симптомы у взрослых:
- трудности в усвоении новой информации и навыков;
- неловкость в движениях (неуверенная походка, частые падения);
- импульсивность поведения;
- высокая раздражительность;
- нарушение произвольного внимания;
- быстрая и неожиданная смена настроения в течение непродолжительного отрезка времени.
Гиподинамический синдром, как проявление МЦД
По статистике у каждого четвёртого ребёнка, страдающего мозговой дисфункцией, наблюдается гиподинамический синдром.
Проявляется данное расстройство в общей вялости и заторможенности ребёнка. Дело в том, что по причине родовой травмы, затрагиваются подкорковые структуры мозга, из-за этого стимуляция коры головного мозга недостаточная, что и проявляется сонливостью, заторможенностью и т.д.
Гиподинамический синдром сказывается на большинстве сфер здоровья ребёнка:
- страдают мышечные структуры, в результате чего наблюдается гипотонус мышц, их неразвитость, что влияет на координацию движений и силу;
- из-за сниженного мотивационного уровня, страдает внимание, память и когнитивные способности;
- эмоциональная сфера обеднена, чаще лицо такого ребёнка безучастно, не наблюдается ярких эмоциональных реакций в повседневной жизни.
Например, в подвижных играх нужно придерживаться максимальной скорости реакции ребенка, но потом обязательно давать передышку и всячески поощрять. Таких детей в первую очередь надо увлекать тем, что им интересно, и основываясь на их интересах строить образовательную программу, программу физического развития и досуг.
Лечение и коррекция
Коррекция нарушений при ММД ведется на трем направлениям: психотерапевтическое, медикаментозное и физическое.
При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей редко применяются лекарственные препараты, — их в основном используют в качестве поддерживающей терапии. Основным методом терапии будет являться определенная физическая активность и психотерапевтическое воздействие.
Среди прочего, необходимы следующие методы коррекции:
- Во-первых, следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность.
- Во-вторых, необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам.
- В-третьих, обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.).
- В-четвертых, развивайте слабые стороны ребенка: играйте в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминайте сказки и стихи, но не механически – старайтесь заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.
Обычно прогнозы при минимальной мозговой дисфункции более благоприятные, чем при грубых нарушениях психики. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители и педагоги взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.
В некоторых случаях могут возникнуть негативные последствия ММД, они в основном связаны с неправильной постановкой диагноза или негативным влиянием близкого окружения. В этих случаях у ребёнка может развиться депрессия, неврастения, комплексы и прочие психические расстройства.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Предлагаю обсудить, тему думаю, что интересную и актуальную для многих из Вас, а говорить мы будем о минимальной мозговой дисфункции (ММД), о её причинах, последствиях и способах помощи детям с этим диагнозом.
1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?
Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.
Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.
В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД. Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.
2. Как проявляется ММД в различном возрасте.
Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.
В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.
К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.
3. Как распознать ММД самостоятельно?
Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:
- патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);
- токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);
- угроза выкидыша;
- это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;
- это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;
- инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;
- несовместимость крови плода и матери по резус фактору;
- психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;
- ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.
Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска.
4. Пути помощи ребенку с ММД.
Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.
Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:
- невролог;
- педиатр;
- нейропсихолог;
- логопед-дефектолог;
- ЛОР;
- учитель-логопед
- Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.
Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.
Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.
Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.
ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).
Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:
- Задержка и нарушение речевого развития.
- Проблемы обучения в школе.
- Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
- Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
- Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.
- Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).
- Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).
- Несформированность ориентации во времени и пространстве.
- Повышенная двигательная активность.
- Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).
Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.
В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.
Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:
- снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;
- повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.
- развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;
- обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);
- формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;
- формирование умения контролировать импульсивность своих действий;
- узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.
- формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.
Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.
Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.
Ведущий психолог в ООО «Медико-психологический центр «Все свои»,
Титиева М.В.
При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии. Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.
Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.
Как лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Узнайте из нашей статьи.
Общее понятие
ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера.
Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.
Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом. Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.
Причины
Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга. В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.
В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.
К провоцирующим факторам также относятся:
- генетическая предрасположенность;
- дефицит витаминов и минералов;
- неправильное питание;
- перенесенные внутриутробные заболевания;
- гемолитическая болезнь у плода (отторжение плода организмом матери);
- недоношенность и преждевременные роды;
- асфиксия и гипоксия во время родов;
- повреждения спинного мозга;
- токсикоз;
- порок сердца;
- сахарный диабет;
- инфекционные заболевания.
Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях.
Симптомы и признаки
Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период, когда происходит подготовка в детском саду.
У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.
Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:
- Эмоции — наблюдаются резкие перепады настроения от эйфории до депрессивного состояния. Возможны внезапные вспышки ярости и агрессии, повышенная раздражительность, капризность и истеричность. Такой ребенок может нанести вред не только окружающим, но и самому себе.
- Внимание — концентрация и объем внимания минимальны. Ребенок практически ничего не запоминает самопроизвольно — приходится обращать его внимание на каждую мелочь. Он очень рассеянный и не может сосредоточиться на чем-то одном, особенно если это требует напрягать умственные способности.
- Память — слабое усваивание новой информации. Необходимо многократно повторять одно и то же действие, чтобы это отложилось у ребенка в памяти.
- Речь — у ребенка плохая артикуляция и дикция, маленький словарный запас. Замечено, что речь других людей плохо усваивается на слух. Дети с ММД не могут пересказать услышанную историю или какое-то событие, они путаются в словах и фактах.
- Пространственная ориентация — дети часто путают лево-право, а также могут начать писать зеркальным образом, то есть буквы наоборот.
- Письмо — почерк нечеткий и корявый. Дети часто путают буквы и цифры.
- Моторика — проблемы в обращении с мелкими предметами (пальцы "не слушаются"). Такой ребенок не может научиться завязывать шнурки или ровно держать карандаш.
У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:
- повышенное потоотделение;
- учащенное дыхание и сердцебиение;
- повышенная капризность;
- частые срыгивания и диарея;
- проблемы со сном;
- тревожность.
У школьников появляются дополнительные симптомы:
- гиперактивность;
- конфликтность;
- рассеянность (часто теряются вещи);
- низкая успеваемость;
- плохая память;
- повышенная раздражительность.
Что такое гиперкинетическое расстройство поведения у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.
Диагностика
Для диагностики необходимо обратиться к неврологу или детскому педагогу. Сперва изучается история болезни, проводится опрос родителей и анализируется поведение самого ребенка.
Далее проверяются рефлекторные способности и моторика. Для нахождения патологий головного мозга проводятся следующие исследования:
- позитронно-эмиссионная томография;
- реоэнцефалография;
- УЗИ;
- электроэнцефалография;
- эхоэнцефалография;
- МРТ;
- нейросонография.
к содержанию ↑
Методы лечения и коррекции
Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.
Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.
Медикаменты
В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.
Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.
Психотерапия и педагогика
Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно. Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.
Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.
Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.
Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.
Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.
Полезным будет придерживаться режима, то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.
Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.
Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.
Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.
Как распознать аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.
Прогноз
Для всех детей с ММД прогноз благоприятный. По статистике, от 30 до 50% "перерастают" этот синдром и становятся полноценными членами общества.
Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека "завязано" на детстве.
Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.
Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии.
Профилактика
Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики:
- в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
- беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
- обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
- регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
- избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
- регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).
Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе.
Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.
В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше. Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.
Рекомендации по лечению астенического синдрома у детей вы найдете на нашем сайте.
Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))