- Содержание
- Название [ править | править код ]
- Сюжет [ править | править код ]
- В ролях [ править | править код ]
- Съёмочная группа [ править | править код ]
- Создание [ править | править код ]
- Признание [ править | править код ]
- Продолжения [ править | править код ]
- 1. Первый публичный киносеанс. Братья Люмьер.
Четыреста ударов | |
---|---|
Les quatre cents coups | |
Жанр | криминальный фильм драма |
Режиссёр | Франсуа Трюффо |
Продюсер | Франсуа Трюффо |
Автор сценария |
Марсель Мусси Франсуа Трюффо |
В главных ролях |
Жан-Пьер Лео Клер Морье Альберт Реми Ги Декомбль |
Оператор | Анри Декаэ |
Композитор | Жан Константин |
Кинокомпания | Les Films du Carrosse |
Длительность | 99 мин. |
Страна | Франция Франция |
Язык | французский и английский [1] |
Год | 1959 |
Следующий фильм | Украденные поцелуи |
IMDb | ID 0053198 |
«Четыреста ударов» (фр. Les Quatre cents coups ) — дебютный полнометражный фильм Франсуа Трюффо, во многом автобиографический. Один из первых и ключевых фильмов французской новой волны; посвящён памяти Андре Базена [2] . В 1959 году получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Рассказ о своём альтер-эго Антуане Дуанеле (Ж. П. Лео) режиссёр продолжил ещё в четырёх фильмах, вышедших в 1962—1979 годах.
Содержание
Название [ править | править код ]
Французское выражение «faire les 400 coups» означает «вести себя на грани приличий, нарушать моральные нормы». В частности применительно к детским безобразиям, хулиганству. В русском языке этой идиоме примерно соответствуют выражения «ходячая катастрофа», «33 несчастья».
Выражение происходит от осады Людовиком XIII Монтобана в 1621 году, когда французский король приказал произвести по городу 400 выстрелов из пушек («400 coups de canon»), надеясь посеять ужас в рядах защищавших город протестантов.
Сюжет [ править | править код ]
Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) — трудный подросток. Учителя считают его вечным источником неприятностей, хотя на самом деле проблемы порождает его семья: довольно безразличная к сыну мать занята романом на стороне, слабохарактерный отчим с головой погружён в работу. Средства семьи ограничены, все втроём ютятся в крохотной квартире.
Жёсткость школьного учителя порождает порочный круг наказаний и новых проказ, которые Дуанель с приятелем совершают словно в отместку взрослым: прогулы уроков, нагромождения лжи, неумышленный поджог, побег из дома, плагиат, мелкая кража… В итоге родители помещают Антуана в исправительное учреждение на берегу моря, но он сбегает и оттуда.
В ролях [ править | править код ]
- Жан-Пьер Лео — Антуан Дуанель
- Альбер Реми — отчим Антуана
- Клэр Морье — мать Антуана
- Клод Монсар
- Робер Бювэ
- Ивонн Клоди
- Жорж Фламан
- Патрик Оффэй
- Ги Декомбль
- Жак Моно
Эпизодически в кадре появляются такие светила «новой волны» как сам Трюффо, Жанна Моро («женщина с собакой»), Жан-Клод Бриали и Жак Деми.
Съёмочная группа [ править | править код ]
- Режиссёр: Франсуа Трюффо
- Оператор: Анри Декаэ
- Сценарист: Марсель Мусси, Франсуа Трюффо
- Продюсер: Франсуа Трюффо
- Монтажер: Мари-Жозеф Йойотт
- Композитор: Жан Константен
- Художник: Бернар Эвэйн
Создание [ править | править код ]
На автобиографическом материале бывший кинокритик воскресил вольный дух кинематографа Жана Виго (1905—34); в одной из сцен прямо цитируется его короткометражка «Ноль по поведению» [3] . Режиссёр не требовал от своих юных актёров заучивать роли наизусть и поощрял импровизации [4] . Мировое признание получила актёрская работа 14-летнего Жана-Пьера Лео, который был отобран среди других детей, претендовавших на участие в съёмках, из-за внешнего сходства с режиссёром — хотя изначально Трюффо дал своим ассистентам по кастингу указание, чтобы они искали на роль Антуана детей не старше 12 лет, он всё же согласился прослушать 14-летнего Лео и увидел в нём сходство не только с собой, но даже с самим Антуаном (Лео в тот период учился в пансионе и постоянно нарушал дисциплину).
Среди названий фильма рассматривались: «Побег Антуана», «Четыре четверга», «Маленькие рассерженные», «Школа улицы», «Бродячая жизнь», «Дети Парижа», «Маленькие бездельники», «Маленькие приятели», «Дикие лисы» и «Маленькие солдаты» [5] .
Картина была снята за 46 дней. Работа началась в ноябре и продолжалась с одним выходным в первые шесть недель и с тремя в последние две недели до конца декабря. Впоследствии режиссёр возьмет за правило делать фильмы именно так, используя стратегию «молниеносного штурма» [5] .
Краткая сцена на сеансе у психолога ближе к концу фильма на самом деле является вырезкой из скрин-теста, перед съёмкой которого Трюффо объяснил Лео общую тему его ответов — таким образом большая часть ответов Антуана были импровизацией Лео. Во время монтажа Трюффо затемнил гамму изображения, а свой голос заменил на женский [ источник не указан 399 дней ] .
В своё время кинодебют Трюффо воспринимался как манифест техники «камера-перо» [2] , подразумевавшей среди прочего свободу от ограничений, налагаемых студийными павильонами и статичной кинокамерой. Камера Трюффо так и норовит выскочить за пределы кадра, она взлетает на уровень крыши и выписывает немыслимые прежде пируэты. Массу подражаний вызвал революционный для своего времени финал, когда главный герой глядит прямо в камеру и на этом кадр застывает [4] .
Признание [ править | править код ]
Премьера фильма в Каннах неожиданно обернулась настоящим триумфом. Восторженные отзывы о работе молодого режиссёра оставили такие столпы мирового кино, как Карл Теодор Дрейер, Луис Бунюэль, Акира Куросава, Жан Кокто, Анри-Жорж Клузо, Сатьяджит Рай [6] . Жан-Люк Годар в статье о фильме писал: «Суммируя, что же я хочу сказать? Да вот что: «400 ударов»—это фильм, который будет отмечен как Откровенность. Быстрота. Искусство. Новизна. Кинематограф. Оригинальность. Дерзость. Серьезность. Трагизм. Обновление. Король Юбю. Фантастичность. Свирепость. Дружелюбие. Универсальность. Нежность» [7] .
Шум вокруг фильма обернулся отличными кассовыми сборами. «Новая волна» и её новаторский киноязык оказались в центре внимания мировой общественности. Среди прочих наград фильм «400 ударов» номинировался на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
По прошествии полувека после премьеры в Каннах фильм «Четыреста ударов» по-прежнему изучается во всех киношколах и числится среди величайших фильмов о детстве [8] .
Продолжения [ править | править код ]
Линия жизни Антуана Дуанеля была продолжена Трюффо в кинокартинах:
Драма Франция 1959; 1,33; цвРежиссер: Франсуа Трюффо /Francois Truffaut/
В ролях: Жан-Пьер Лео /Jean-Pierre Leaud/, Жак Моно /Jacques Monod/, Клэр Морье /Claire Maurier/, Альбер Реми /Albert Remy/, Ги Декомби /Guy Decombie/, Патрик Оффэй /Patrick Auffay/, Жорж Фламент /Georges Flament/, Ивонн Клоди /Yvonne Claudie/, Робер Бювэ /Robert Beauvais/, Клод Мансард /Claude Mansard/
Эта необыкновенная лента была первым художественным фильмом Франсуа Трюффо, который до этого был больше известен как чертовски опасный и колючий кинокритик из журнала "Cahiers du Cinema". "Четыреста ударов" не только один из самых главных фильмов французской "новой волны", но и первый в серии Трюффо, включающей в себя "Антуан и Колетт" (новелла из фильма "Любовь в 20 лет"), "Украденные поцелуи", "Семейный очаг" и "Сбежавшая любовь". В этих фильмах в роли Антуана Дуанеля снялся замечательный актер Жан-Пьер Лео (этот фильм – его дебют), ставший для Трюффо как бы "вторым я".
Двенадцатилетний Дуанель – трудный подросток. Его мать (Морье) занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим (Реми) – человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Будучи пойманным, Антуан планирует новый побег…
Фильм о событиях, происходящих в жизни мальчика, о несправедливости, боли, выпавших на его долю. Трюффо относится к Антуану с теплом и состраданием; как к ребенку, вынужденному жить в предлагаемых обстоятельствах. Изящество и совершенство картины позволили ей стать мерилом в числе фильмов, посвященных проблемам юности. Следует отметить очень поэтичную черно-белую операторскую работу Анри Деке.
Приз за режиссуру Франсуа Трюффо на МКФ в Канне в 1959 году. Номинация на премию "Оскар" (1960г.) за лучший оригинальный сюжет и сценарий (Франсуа Трюффо, Марсель Мусси).
Оператор Анри Деке /Henri Decae/Сценарист Франсуа Трюффо /Francois Truffaut/, Марсель Мусси /Marcel Moussy/Продюсер Франсуа Трюффо /Francois Truffaut/Монтажер Мари-Жозеф Йойотт /Marie-Josephe Yoyotte/Композитор Жан Константин /Jean Constantin/Художник Бернар Эвэйн /Bernard Evein/Сюжет Франсуа Трюффо /Francois Truffaut/
1. Первый публичный киносеанс. Братья Люмьер.
Париж. 28 декабря 1895 года – дата, занесенная во все календари, известная всем мало-мальски интересующимся историей кино… Холодный декабрьский вечер. Белые пушистые хлопья снега медленно падают на вымощенные мостовые, на пальто и шляпы прохожих, потирающих замерзшие руки. Обычно в такое позднее и холодное время у маленького заведения с гордым названием “Гранд кафе” не много людей. Но сегодня особый день – братья Люмьер, Огюст и Луи, решили объявить во всеуслышание о своем изобретении века – КИНЕМАТОГРАФЕ. Именно тогда прошел первый публичный показ минутных кинофильмов, которые в конце ХХ века станут историей le cinema.
Любопытен парадокс первых киносеансов. “Обстановка балагана или кафе. У всех на виду натянута белая материя. Шумный, громоздкий, находящийся здесь же, в зале, прадед современных проекционных киноаппаратов. Как только гас свет, освещался примитивный экран, движение воспринималось как сама действительность” Александров В.А. “Эпоха и кино”, изд-во "Искусство", 1960, М.. Книги по истории кинематографа обошло описание женщины, которая в ужасе выбежала из проекционного зала, так как ей показалось, что экранный поезд – это настоящий поезд, что он приближается именно к ней и через мгновение ее раздавит. Все воспринималось как реальность, как совершенно объективное, безавторское, безличное.
Название: Четыреста ударов (Les quatre cents coups)
Премьера в мире: 4 мая 1959
Перевод: Профессиональный (многоголосый закадровый)
Фильм «400 Ударов» – криминальная драма, история взросления трудного подростка.
Двенадцатилетний Антуан Дуанель – юный бунтарь и ходячая проблема школы. Педагоги считают мальчишку неисправимым хулиганом с задатками будущего правонарушителя, а родители равнодушны к сыну. Его мать Жильберта увлечена тайным романом, отчим же занят работой и воскресными автогонками. В семье нередко ссорятся, а мать готова отправить проказника-сына в интернат. На равнодушие взрослых Антуан отвечает соответствующим поведением – часто врет, подворовывает деньги и плохо учится.
Главный враг парнишки – учитель по прозвищу Зануда, считающий наказания обязательным условием воспитания. Придирки в школе и проблемы дома заставляют Антуана мстить взрослым, и список прегрешений нерадивого ученика становится все длиннее. Прогул занятий, побег из дома, поджог квартиры и мелкое воровство заставляют родителей применить суровые меры. Наказанием для неуправляемого озорника, который считается малолетним преступником, становится исправительное учреждение, но Антуан не смиряется.
P.S. Только вот я сама из города и у нас его в продаже не нашла, заказывала через интернет.
P.S. Я тоже из города ))